18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Иране открылся первый музей, посвященный художнице

Ретроспектива Монир Шахруди Фарманфармаян разместилась в бывшем дворце в Тегеране

Главная женщина в иранском искусстве, 93-летняя художница Монир Шахруди Фарманфармаян, передала более 50 своих работ в дар новому музею в Тегеране. Музей Монир, который открылся в бывшем дворцово-парковом комплексе XIX века в декабре, стал первой в Иране институцией, посвященной творчеству женщины. «Я оставляю стране произведения, дающие представление о работе всей моей жизни, — призналась Фарманфармаян в интервью The Art Newspaper. — Моя любовь к родной культуре видна во всем, что я создаю».

Художница, которая родилась в 1924 году в древней персидской столице Казвин, вернулась в Иран в 2004-м, большую часть жизни проведя за рубежом, куда была вынуждена уехать в конце 1970-х. Сегодня, несмотря на болезнь, она продолжает работать в своей студии в Тегеране, где ей помогают несколько ассистентов.

Знаменитые причудливо геометрические мозаики Фарманфармаян из зеркального стекла навеяны традиционными украшениями и узорами иранских мечетей и дворцов. Именно этими работами художница прославилась как у себя на родине, так и в мире. Большая часть ее собственной коллекции иранского искусства была конфискована после бегства шаха и провозглашения Исламской Республики в 1979 году.

Музей Монир открылся под крылом Тегеранского университета. Он находится в Негарестанском саду, дворцовом комплексе времен правления династии Каджар (1795–1925), бывшем музее культуры, который позже был закрыт. Интерьеры для новой институции были переосмыслены иранским архитектурным бюро Reza Najafian.

«Для Монир большая честь, что у нее на родине ее заслуги признали именно таким образом — открыв ее музей, — говорит пресс-секретарь галереи The Third Line, которая представляет художницу в Дубае. — Для Ирана это случай беспрецедентный». Фарманфармаян подарила музею более 50 своих работ, охватывающих шесть десятилетий ее карьеры, на условиях вакфа — исламского института передачи собственности на религиозные или благотворительные цели. К числу этих произведений относятся работы из цикла «Горе» — скульптуры, фотоколлажи, гравюры и объекты, созданные в память о ее муже Аболбашаре Фарманфармаяне, который умер от лейкемии в 1991 году. Он был родом из старинной иранской семьи, очень влиятельной до исламской революции. Возможно, именно поэтому в названии музея используется только имя художницы, но не фамилия.

В экспозиции также можно увидеть работы из серии «Девятиугольник» — зеркальные мозаики на гипсе и дереве, которые были представлены в 2015 году на первой ретроспективе Монир, организованной Музеем Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке. Та выставка открылась ровно через 70 лет после первого приезда будущей художницы в США, где она обучалась в Университете Корнелла и Школе дизайна Парсонса. Позднее Монир работала иллюстратором в Vogue, дружила с такими художниками, как Энди Уорхол и Виллем де Кунинг.

Свой персональный узнаваемый стиль Фарманфармаян нашла во время посещения мечети Шах-Чераг в Ширазе, где она побывала в 1970-х, приехав на родину на отдых (тогда авиасообщение между Ираном и США еще было регулярным). Это место паломничества славится своим богатым убранством — сверкающим зеркальным интерьером. «Ее заслуга в том, что она воздала должное мастерству и архитектуре Ирана, вобрала в себя то, что всегда здесь присутствовало, и познакомила с этим мир», — говорит куратор Роза Исса, представлявшая Фарманфармаян в Лондоне. По ее словам, творчество Монир, в свою очередь, породило множество подражателей в Иране.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
3
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
4
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
5
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
22-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва» пройдет в Гостином Дворе и покажет галереи и проекты рекордного количества и разнообразия
21.04.2025
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
6
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
Легендарная художница Татьяна Назаренко, ставшая знаменитой в 1970-е годы, объясняет, почему сюжет так важен, и уверяет, что женщинам в советском искусстве не надо было бороться за свои права, но пострадать пришлось — от завистников и чиновников
28.04.2025
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
7
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
В книге петербургского исследователя Антона Успенского «Между авангардом и соцреализмом» проанализировано искусство, во многом близкое к европейской «нормальности» 1920–1930-х годов, но ставшее маргинальным в СССР
30.04.2025
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+