Собрание фотонереальности из Zabludowicz Collectio

№66, сентябрь 2018
№66
Материал из газеты

Выставка в Мультимедиа Арт Музее «Вы смотри­те на то, чего никогда не бы­ло» — попытка исследования вопроса о достоверности и спонтанности в фотографии

Андреас Гурски. «Чикагская торговая палата — II». 1999. Фото: Zabludowicz Collectio
Андреас Гурски. «Чикагская торговая палата — II». 1999.
Фото: Zabludowicz Collectio

Правда или вымысел? Этим вопросом теория искусства задается со времен Платона с Аристотелем. Когда-то во лжи и удалении от первообраза обвиняли живопись с литературой — теперь очередь дошла и до фотографии. Еще недавно она считалась самым реалистичным из искусств, практически «карандашом природы», но после изобретения Photoshop ни один снимок больше не вызывает безоговорочного доверия.

Понятие «решающее мгновение» кажется многим безнадежно устаревшим, грань между документом и вымыслом как будто стерлась. Фотография все больше выходит за рамки привычного: от четкости единичного кадра — к смазанной границе с другими искусствами вроде видеоарта и скульптуры, от выставки горстки великих мастеров — к Instagram-страничке любителя, занятого самовыражением через снимки.

Вольфганг Тильманс. «Центр изучения правды. Стол XVIII века». 2005. Фото: Zabludowicz Collectio
Вольфганг Тильманс. «Центр изучения правды. Стол XVIII века». 2005.
Фото: Zabludowicz Collectio

Выставка в Мультимедиа Арт Музее «Вы смотрите на то, чего никогда не было» станет еще одной попыткой исследования животрепещущего вопроса о достоверности и спонтанности в фотографии. В основе экспозиции — часть знаменитой лондонской Zabludowicz Collection. Британский бизнесмен-меценат Пойу Заблудович и его жена Анита, основавшая фонд поддержки молодых талантов, собрали весьма представительную частную коллекцию современного искусства и открыли в 2007 году галерею в здании бывшей церкви на северо-западе Лондона, где постоянно проходят концептуальные выставки. Нынешняя также сначала была показана в родном арт-пространстве. Из более чем 500 художников, входящих в собрание, в Москву привезут произведения 14, в той или иной степени работающих с фотографией. Среди них такие звезды, как Андреас Гурски, Ричард Принс, Томас Руфф, Вольфганг Тильманс, Кристофер Уильямс, Джефф Уолл, Синди Шерман, благодаря которым начиная с 1970-х фотография прочно вошла в канон современного искусства.

В экспозицию включили и работы менее известных начинающих авторов, которых Заблудовски постоянно открывают миру: Сары ван дер Бек, Лукаса Блейлока, Сары Квинар, Энн Кольер, Элада Лассри, Натали Чех, Эрины Ширефф. Смесь аналога и цифры, созданных и найденных снимков, текста и изображения, остановленных мгновений и движущихся образов не даст расслабиться зрителю ни на минуту — без медитативного настроя и длительного всматривания здесь не обойтись.

Мультимедиа Арт Музей
Вы смотрите на то, чего никогда не было. Из коллекции Zabludowicz
14 сентября – 4 ноября

Самое читаемое:
1
Финальный аккорд выставочного тура: в ГМИИ покажут Морозовых, а в Эрмитаже — Щукина
Оба проекта будут значительно отличаться от своих парижских версий. Москва сконцентрируется на драматическом пути Ивана Морозова как коллекционера, а Санкт-Петербург — на воссоздании развески такой, какой она была в особняке Сергея Щукина
26.05.2022
Финальный аккорд выставочного тура: в ГМИИ покажут Морозовых, а в Эрмитаже — Щукина
2
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
Серия аукционов искусства ХХ–ХХI веков Christie’s в Нью-Йорке принесла аукционному дому $420,9 млн и 18 новых рекордов цен на современных художников. В торгах участвовали покупатели из 29 стран, 2,3 млн зрителей со всего мира следили за ходом аукционов онлайн
11.05.2022
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
3
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
Транспортировка из Франции 167 работ из собраний четырех ведущих музеев Москвы и Петербурга — Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русского музея — заняла почти 20 дней
05.05.2022
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
4
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
Мнениями о текущем состоянии российского арт-рынка и его перспективах поделились крупные московские и петербургские антиквары, галеристы и представители аукционного бизнеса
06.05.2022
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
5
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Приятное нововведение коснется только учреждений, подведомственных московскому департаменту культуры. Посетителям федеральных музеев и музеев-заповедников придется остаться трезвыми
12.05.2022
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
6
Алиса Прудникова станет программным директором V–A–C и «ГЭС-2»
Комиссар и художественный руководитель Уральской индустриальной биеннале современного искусства в скором времени заступит на пост программного директора Фонда V–A–C и московского Дома культуры «ГЭС-2». Пока что она сохранит и свою прежнюю позицию
26.05.2022
Алиса Прудникова станет программным директором V–A–C и «ГЭС-2»
7
Реставрация шедевра Репина в Третьяковской галерее завершена
Однако картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» вернется в экспозицию только к началу следующего года: необходимо создать антивандальную капсулу. Реставрация огромного полотна признана экспертами успешной и революционной
24.05.2022
Реставрация шедевра Репина в Третьяковской галерее завершена
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+