В Москве покажут 28 работ американского классика Джима Дайна

№66, сентябрь 2018
№66
Материал из газеты

Избранные произведения неуловимого Дайна, которого трудно поймать в рамки одного стиля, привезут из коллекции Центра Помпиду в Мультимедиа Арт Музей

Джим Дайн (1935, Цинциннати, Огайо). «Мы с Нэнси в Итаке» («Соломенное сердце»). 1966–1969. Фото: ADGP, Париж. Центр Помпиду / Одри Лоранс
Джим Дайн (1935, Цинциннати, Огайо). «Мы с Нэнси в Итаке» («Соломенное сердце»). 1966–1969.
Фото: ADGP, Париж. Центр Помпиду / Одри Лоранс

Послевоенное американское искусство — это территория красивых легенд, карьерных взлетов и ценовых рекордов. Слава, доставшаяся главным фигурам того «героического периода», выглядит настолько всеобъемлющей, что должна бы затмевать роль и значение тех, кто работал рядом. Но этого не произошло, и «обойма» остается внушительной. В нее, несомненно, входит и Джим Дайн (р. 1935), чьи избранные работы в сентябре прибывают в МАММ. Причем не из Нью-Йорка, где художник живет с небольшими перерывами уже 60 лет, а из Парижа.

В прошлом году Дайн передал в дар Центру Помпиду весомую коллекцию своих произведений в знак признательности Франции как важному источнику вдохновения. На выставке в Москве представляют 28 работ из той подборки; хронологический их диапазон впечатляет — с 1961 по 2016 год. Творчество Джима Дайна ассоциируется прежде всего с американским поп-артом. Часто вспоминают о его деятельности 1960-х в формате нью-йоркской Judson Gallery — совместного проекта с Класом Олденбургом, Марком Рэтлиффом и Алланом Капроу. Однако устремления и интересы Дайна не укладываются в хрестоматийные рамки какого-то одного художественного явления. Достаточно сказать, что в его багаже более позднего времени имеется серия «Кон­кретных картин» (Concrete Paintings), навеянных образами и технологиями абстрактного экспрессионизма — а ведь именно этому течению поп-арт некогда бросал идеологический вызов. Жанровые зазоры между хеппенингом, инсталляцией, энвайронментом, живописью и скульптурой никогда не ставили Дайна в тупик: для него все это составляло и составляет единое пространство без границ.

Джим Дайн. «Принц». 2008. Фото: ADGP, Париж. Центр Помпиду / Одри Лоранс
Джим Дайн. «Принц». 2008.
Фото: ADGP, Париж. Центр Помпиду / Одри Лоранс

А еще у художника наблюдается многолетнее пристрастие к автопортретам — не буквальным, конечно, а метафорическим и аллегорическим. Вплести в трехмерную работу предметы собственной одежды, создать инсталляцию из стали и сена по мотивам романтического путешествия с женой («Мы с Нэнси на Итаке», 1966–1969), наконец, вывести себя самого в образе Пиноккио (например, в скульптуре «Принц», 2008) — это для Джима Дайна совершенно органично. И отчасти служит той же задаче — уходить от штампов и трендов.

Мультимедиа Арт Музей, Москва
Джим Дайн. Из коллекции Центра Помпиду
14 сентября – 11 ноября

Самое читаемое:
1
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09.11.2022
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
2
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
3
Конец Московской биеннале?
IX Московскую международную биеннале современного искусства запретили к показу за три дня до официального открытия. Очевидно, это финал большого проекта
07.11.2022
Конец Московской биеннале?
4
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
5
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
6
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
Во Франции после продолжительной болезни скончалась Лиана Шелия-Рогинская (1951–2022), вдова художника Михаила Рогинского, много сделавшая для его признания
23.11.2022
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
7
Новое арт-пространство в Москве объединяет классику и современность
По инициативе мецената и предпринимателя Андрея Северилова и его команды в старинном особняке XVIII века начал работу частный культурный центр Elohovskiy Gallery, цель которого — выстраивать связи между разными направлениями и медиумами в искусстве
09.11.2022
Новое арт-пространство в Москве объединяет классику и современность
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+