18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Москве покажут 28 работ американского классика Джима Дайна

№66
Материал из газеты

Избранные произведения неуловимого Дайна, которого трудно поймать в рамки одного стиля, привезут из коллекции Центра Помпиду в Мультимедиа Арт Музей

Послевоенное американское искусство — это территория красивых легенд, карьерных взлетов и ценовых рекордов. Слава, доставшаяся главным фигурам того «героического периода», выглядит настолько всеобъемлющей, что должна бы затмевать роль и значение тех, кто работал рядом. Но этого не произошло, и «обойма» остается внушительной. В нее, несомненно, входит и Джим Дайн (р. 1935), чьи избранные работы в сентябре прибывают в МАММ. Причем не из Нью-Йорка, где художник живет с небольшими перерывами уже 60 лет, а из Парижа.

В прошлом году Дайн передал в дар Центру Помпиду весомую коллекцию своих произведений в знак признательности Франции как важному источнику вдохновения. На выставке в Москве представляют 28 работ из той подборки; хронологический их диапазон впечатляет — с 1961 по 2016 год. Творчество Джима Дайна ассоциируется прежде всего с американским поп-артом. Часто вспоминают о его деятельности 1960-х в формате нью-йоркской Judson Gallery — совместного проекта с Класом Олденбургом, Марком Рэтлиффом и Алланом Капроу. Однако устремления и интересы Дайна не укладываются в хрестоматийные рамки какого-то одного художественного явления. Достаточно сказать, что в его багаже более позднего времени имеется серия «Кон­кретных картин» (Concrete Paintings), навеянных образами и технологиями абстрактного экспрессионизма — а ведь именно этому течению поп-арт некогда бросал идеологический вызов. Жанровые зазоры между хеппенингом, инсталляцией, энвайронментом, живописью и скульптурой никогда не ставили Дайна в тупик: для него все это составляло и составляет единое пространство без границ.

А еще у художника наблюдается многолетнее пристрастие к автопортретам — не буквальным, конечно, а метафорическим и аллегорическим. Вплести в трехмерную работу предметы собственной одежды, создать инсталляцию из стали и сена по мотивам романтического путешествия с женой («Мы с Нэнси на Итаке», 1966–1969), наконец, вывести себя самого в образе Пиноккио (например, в скульптуре «Принц», 2008) — это для Джима Дайна совершенно органично. И отчасти служит той же задаче — уходить от штампов и трендов.

Мультимедиа Арт Музей, Москва
Джим Дайн. Из коллекции Центра Помпиду
14 сентября – 11 ноября

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+