Затерявшиеся в тени гениев: выставки Адриана Браувера, Бернарда ван Орлея и Теодора ван Лона в Бельгии

№59, декабрь - январь 2018
№59
Материал из газеты

Программа «Фламандские мастера» построена вокруг имен самых знаменитых художников, но ими не ограничивается. В разных музеях пройдут монографические выставки, впервые полно представляющие художников подзабытых, но заслуживающих внимания

Адриан Браувер
(1605/06 – 1638)

Адриан Браувер. «Курильщик». 1625. Фото: Alamy/TASS
Адриан Браувер. «Горький напиток». Около 1635. Фото: Alamy/TASS
Адриан Браувер. «Курильщик». 1625.
Фото: Alamy/TASS
Адриан Браувер. «Горький напиток». Около 1635.
Фото: Alamy/TASS

Работы Адриана Браувера можно встретить во многих крупных музеях: мюнхенской Старой пинакотеке, Дрезденской картинной галерее, Эрмитаже, ГМИИ им. А.С.Пушкина. Его ценил Рубенс и не жаловали обычные покупатели, он умер в бедности в 33 года, оставив около 70 картин, которые охотно копировал его талантливый ученик Давид Тенирс Младший.

Браувер родился в Ауденарде, очаровательном городе недалеко от Гента. В возрасте 20 с небольшим лет он оказался в Харлеме, где брал уроки у Франса Халса: более строгая голландская манера и низкие жанры для него оказались ближе бравурного фламандского барокко. Последние годы жизни Браувер провел в Антверпене, где, несмотря на разницу художественных взглядов, его поддерживал Рубенс, купивший у него не менее 17 работ.

Наиболее характерные сюжеты картин Браувера — сцены в кабаках и курильных притонах, крестьянские праздники и драки. Его герои происходят из низов: трактирщики, шарлатаны и выпивохи, у которых он тщательно выписывает не лица — рожи, напоминающие о Брейгеле.

В Ауденарде в 2018 году Брауверу будет посвящено немало событий, и главное — первая полноценная ретроспектива, включающая около 30 работ, собранных из музейных и частных коллекций по всему миру.

MOU — Музей Ауденарде и Фламандских Арденн, Ауденарде
Адриан Браувер, мастер эмоций
15 сентября – 16 декабря 2018


Бернард ван Орлей
(1487/91 – 1541)

Бернард ван Орлей. «Добродетель терпения». Триптих. 1521. Фото: Alamy/TASS
Бернард ван Орлей. «Добродетель терпения». Триптих. 1521.
Фото: Alamy/TASS

Долгое время исследователи были уверены, что знают, как выглядел Бернард ван Орлей. Высокие скулы, волнистые волосы — считалось, что именно он изображен на знаменитом портрете Альбрехта Дюрера из Дрездена. И хотя выяснилось, что это некий антверпенский купец, памятник художнику в Брюсселе, установленный в конце XIX века, выглядит примерно так же.

Одна из ключевых фигур фламандского Ренессанса, Бернард ван Орлей был придворным живописцем наместниц Испанских Нидерландов Маргариты Австрийской и Марии Венгерской, имел самую большую для того времени мастерскую и не знал недостатка в заказах. С его портретов смотрят многие видные деятели первой половины XVI века: политики и короли, в том числе молодой Карл V, священнослужители, мыслители, ученые. Он также писал религиозные композиции — нарративные, наполненные множеством деталей. Отдельным направлением была работа над картонами для шпалер (самые известные серии — «Охота Максимилиана» и «История Иакова») и эскизами витражей.

Королевские музеи изящных искусств Брюсселя обладают самой большой коллекцией работ ван Орлея и его мастерской, но, как ни удивительно для художника такого масштаба, предстоящий проект будет первой монографической выставкой и публикацией его произведений.

Центр изящных искусств BOZAR, Брюссель
Бернард ван Орлей. Брюссель и Ренессанс
20 февраля – 26 мая 2019


Теодор ван Лон
(1581/82 – 1649)

Антонис ван Дейк. «Теодор ван Лон». Около 1680–1690. Фото: Alamy/TASS
Антонис ван Дейк. «Теодор ван Лон». Около 1680–1690.
Фото: Alamy/TASS

Теодор ван Лон был первым художником, принесшим во Фландрию главное итальянское достижение XVII века — караваджизм. Подобно Рубенсу, он дважды ездил в Рим, был впечатлен новым искусством и использовал его приемы, заполнив крупными религиозными сценами большое число католических алтарей. Среди его заказчиков были наместник Испанских Нидерландов Альбрехт VII Австрийский, крупные церковные общины и монастыри. Самый значимый живописный комплекс, состоящий из семи полотен, ван Лон выполнил для базилики Богоматери в Схерпенхёвел-Зихеме.

Его работы по большей части огромные, с фигурами святых в человеческий рост, с реалистичными морщинистыми лицами, широкими жестами и эффектными ракурсами. Ему была близка живопись болонской школы — Карраччи, Доменикино. В написанных под их влиянием работах композиция уравновешенна и поражает богатством тоновых переходов. В других же явно читается влияние Караваджо. Так, в «Мученичестве святого Ламберта» яркий свет по диагонали пронзает тьму, выхватывая фигуру мученика.

Первая ретроспектива барочного мастера представит около 30 его живописных полотен, с десяток гравюр и рисунков, а также работы современников художника — тех, кто влиял на него или попадал под его влияние. 

Центр изящных искусств BOZAR, Брюссель
Теодор ван Лон. Художник-караваджист между Римом и Брюсселем
4 октября 2018 – 13 января 2019

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
5
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
6
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
7
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Новый аукционный дом, основанный коллекционером Сергеем Подстаницким и правнуком основателя музея Тропинина Степаном Вишневским и занимающийся только графикой, вот-вот проведет свои вторые торги
26.07.2022
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+