18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Cosmoscow: в поисках вечной молодости

Ярмарка, проходящая в Гостином Дворе с 7 по 9 сентября, показала: российский арт-рынок делает ставку на новое поколение

Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow для российского арт-сообщества — все равно что 1 сентября для школьников. Каникулы закончились, но серые будни еще не начались, все — загорелые, нарядные и в кои-то веки искренне рады друг друга видеть. Отпускное настроение усердно нагнетали фланировавшие по залу молодые люди с надувной акулой — они призывали публику идти вместе с ними искать море и в итоге оказались участниками перформанса Марины Звягинцевой. (Вместо настоящего моря в дальнем углу зала обнаружились ее объекты-кровати из проекта «Море спального района».) Не менее колоритно смотрелась молодая художница и дизайнер Александра Ивлева, также известная под псевдонимом Weld Queen («Королева сварки») в футуристическом головном уборе из металлических прутьев и со свитой из двух «охранников» в масках сварщиков.

На стендах же юное поколение арт-мира оказалось представлено столь обильно, что, как выразилась одна из посетительниц, куратор по профессии, Cosmoscow впору переименовывать в ярмарку молодого искусства. Внимание к новым именам вполне объяснимо: галеристы в этом году предпочитают предлагать работы в ценовом сегменте до €20 тыс., а живые классики в него, как правило, не вписываются.

Более дорогие вещи на ярмарке наперечет — это работы с коллективного стенда Past Present, в основном предоставленные галереей XL (например, стеклянный объект Виктора Пивоварова за €35 тыс.), а также новая живопись Владимира Дубосарского у «Галереи 21» (€35 тыс. — 40 тыс.), прижизненные отпечатки Александра Родченко у галереи «Глаз» (€25 тыс. — 40 тыс.) и скульптуры Игоря Шелковского на стенде «Палисандра», к которым мы еще вернемся. Произведений Ильи Кабакова, чье имя после открытия выставки в Третьяковской галерее у всех на устах, автору обнаружить не удалось — зато на стенде галереи Osnova красуется оммаж мэтру от молодого художника Яна Гинзбурга, в прошлом известного как Ян Тамкович. Его работа «Мой жук» продается за €20 тыс. Возможно, благодаря ей Osnova получила приз за лучший стенд, разделив награду с воронежской галереей ХЛАМ. Эффектными получились монографические стенды «Восточной галереи» и «Розы Азора». «Восточная галерея» представила новый проект Леонида Ротаря, посвященный СССР. Его барельефы из сахара (от €12 тыс.) способны мгновенно растаять, как мечты о коммунистическом рае. «Роза Азора» завесила все стены вышивками Марии Арендт (50 тыс. — 280 тыс. руб.). В новых работах художница изменила подход к своей любимой технике — вышивки с архитектурными мотивами она стала натягивать на куски фанеры, что приближает их к станковой картине или, скорее, графике. Интересно, что премия для молодых художников Credit Suisse и Cosmoscow в этом году досталась еще одной любительнице вышивания — Асе Маракулиной.

На стене стенда Lazy Mike владельцы галереи изобразили Кирилла Серебренникова. Также у них имеется почтовый ящик для отправки открыток режиссеру: 7 сентября у него день рождения, объяснил галерист Михаил Овчаренко. Во время вернисажа гуманная инициатива особым успехом не пользовалась, куда больше интереса вызывала новая серия концептуалиста Паруйра Давтяна «Элементарий» — рисунки на стекле поверх листов гербария 1950–1960-х годов. (Каждый по €1,2 тыс.) Надо сказать, Lazy Mike, принадлежащая сыну галериста Владимира Овчаренко, заявляет о себе ровно раз в год — во время Cosmoscow. Сам Владимир Овчаренко в этом году в ярмарке не участвовал, хотя в былые годы выкупал целых два стенда — один для «Риджины», другой для аукциона Vladey. Посетители ярмарки взахлеб обсуждали новость — «Риджины» как бренда больше не существует: недавно женившийся вторично владелец переименовал галерею, открытую в 1990 году и названную в честь его первой супруги Регины, в Ovcharenko. Формат галереи несколько изменится, теперь тут будут выставлять больше молодых художников.

Галерей-призраков, подобных Lazy Mike, на ярмарке немало. Можно уже говорить о новом тренде на московском рынке — некоторые галереи раз в год появляются на ярмарке Cosmoscow, а все остальное время то ли впадают в анабиоз, то ли ведут некую тайную жизнь, никак не заявляя о себе, не устраивая публичных выставок и вообще не имея помещения. На вопрос о постоянной площадке владелица бездомной на данный момент галереи Artwin Мариана Гогова ответила: «Сейчас я озадачена вопросом — нужна ли она вообще? Не хотелось бы повторять то, что делали крупные галереи 30 лет назад. Нужен новый формат — но я его еще не изобрела». А вот бывшую сотрудницу Artwin Надю Миндлин традиционный формат вполне устраивает: помещение для своего нового проекта Pinkpong Gallery, дебютировавшего на Cosmoscow, она уже нашла, но адрес пока не афиширует. Открытие галереи намечено на ноябрь. Специализация (сюрприз!) — молодые художники.

Нововведением этого года стала секция коллекционного дизайна. Коллективный стенд «Российский дизайн как искусство» вполне мог бы называться «Российское искусство как дизайн» — на нем, например, с согласия авторов представлены художественные мусорные баки от группы Recycle, изначально для практического использования не предназначенные (€22 тыс. — 25 тыс.). Художник Иван Горшков для этого проекта впервые сделал нечто функциональное — металлические столики-скульптуры, а Георгий Острецов одолжил мебель собственного изготовления, хорошо знакомую завсегдатаям вечеринок в его бывшей мастерской на заводе «Пластик».

Галерея «Палисандр» представила большие металлические скульптуры Игоря Шелковского — €66 тыс. за пару — рядом с модернистскими креслами Пьера Жаннере из «идеального города» Чандигарха, спроектированного Ле Корбюзье. «Когда я увидела эти скульптуры в мастерской художника, я поняла, что они должны быть вместе!» — заметила хозяйка галереи Алина Пинская, переводя взгляд со скульптур на кресла и обратно. Цены на менее крупные работы Шелковского у нее стартуют от €3 тыс.

Надо сказать, дизайн рамками отведенной ему секции не ограничивается — он буквально повсюду, и это во многом определяет лицо нынешней ярмарки.

На стенде проекта ArtTube Editions большим успехом у покупателей пользовались черно-белые кеды от молодой художницы Алисы Йоффе. А на стенде АРТ4 молодой художник круга Андрея Бартенева Вова Перкин выступил в качестве дизайнера — вязаные подушки в виде его персонажа по имени Брокколя продаются по €1,2 тыс. Его же абсурдистская живопись в гамме «вырви глаз» — в диапазоне от €4 тыс. до 16 тыс. Впрочем, настоящий ажиотаж вызвали не они, а подборка произведений Владимира Яковлева — большую часть крупноформатных работ на бумаге по €7,5 тыс. раскупили еще до окончания вернисажа. Даже заинтриговавшая всех выставка искусства Катара What We Are Made Of («Из чего мы сделаны»), устроенная в рамках перекрестного Года Катара в России и России в Катаре, если верить кураторскому тексту, «исследует тонкую грань между искусством и дизайном». Как ни странно, феминистские работы молодых катарских художниц смотрятся очень декоративно — ведь их создательницы разделяют типичное для искусства исламского мира пристрастие к абстракции.

Одна из немногих галерей, не включившаяся в общую гонку за дизайнерским гламуром и вечной молодостью, — «Веллум». Она представила графику Юло Соостера и живопись Анатолия Зверева. «Я тут первый раз как участник, да и как посетитель! В сентябре я обычно уезжаю отдыхать, — призналась галеристка Любовь Агафонова. — Выставка хорошая, организация — на высоком уровне. Буду и дальше участвовать!»

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+