18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Новое о графике Александра Дейнеки

№66
Материал из газеты

Графика Дейнеки (1899–1969) обычно остается в тени его мощной живописи, но Музей архитектуры вместе с галереей «Диалог» взялись это исправить

На выставке — графическое наследие мастера, начиная с ранних, едва ли не детских рисунков и студенческих штудий и заканчивая эскизами к хрестоматийным полотнам и экспериментами в гравюре. Большая часть работ предоставлена галереей «Диалог» и происходит из семьи художника, несколько важных для понимания этой части наследия экспонатов предоставили Третьяковская галерея и Пушкинский музей.

Учеба Дейнеки и становление его как художника пришлись на первые послереволюционные годы и проходили во Вхутемасе, на графическом отделении, под руководством Владимира Фаворского. За плечами Дейнеки к тому времени было Харьковское художественное училище и плакаты к стихам Владимира Маяковского по типу «Окон РОСТА» в его родном городе Курске, и графическое отделение было выбрано не случайно: молодой художник мечтал о броской печатной графике и тысячных тиражах. «По-мужицки одетый бородатый Фаворский» возрождал классическую гравюру, и этот навык Дейнеке, безусловно, пригодился. В 1920-е годы он много работал в журналах, и из этих рисунков вырос ряд будущих известных полотен. По журнальным заданиям он ездил на заводы и в шахты Донбасса, где вдохновлялся и новыми советскими людьми, и махинами станков, экспериментировал с динамикой ракурсов и поз фигур — и все это, прежде чем перенести на холст, пробовал и отрабатывал в рисунке. 

На выставке представлена графика Дейнеки на разные темы: портреты, мощные атлетические фигуры, спорт и военные зарисовки, сделанные во время командировок на фронт. Важная часть — эскизы к знаменитым живописным полотнам художника.

 Среди них эскиз к «Обороне Севастополя», благодаря чему видно, как менялся замысел художника: первоначально в центре композиции был женский персонаж, но в финальном варианте гранату бросает моряк. Эскизы к картине «Никитка — первый русский летун» демонстрируют сложный поиск ракурсов главного героя, чтобы передать эйфорию полета. Работа Дейнеки как художника-монументалиста представлена в эскизах для мозаик Московского метрополитена и главного здания МГУ, а также для менее известной росписи купола Челябинского театра оперы и балета.  

Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева
Александр Дейнека. Контуры глобальной эпохи
14 сентября— 13 ноября

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+