Николай Кульбин, великий оригинал великой эпохи

№66, сентябрь 2018
№66
Материал из газеты

Первая большая выставка одного из главных персонажей русского авангарда проходит в Русском музее

Николай Кульбин. «Портрет поэта и художника Давида Давидовича Бурлюка». 1913. Литография. Фото: Государственный Русский музей
Николай Кульбин. «Портрет поэта и художника Давида Давидовича Бурлюка». 1913. Литография.
Фото: Государственный Русский музей

Первая после 1918 года большая ретроспектива Николая Кульбина (1868–1917) — 120 произведений из российских музеев, архивов и частных коллекций. Даже по меркам рубежа XIX–XX веков, времени в России богатого на оригиналов, Кульбин выделяется весьма ярко. Он классический self made man. Сын штабного писаря и солдатской дочери, окончил 6-ю петербургскую гимназию и с отличием Военно-медицинскую академию. Защитил диссертацию о последствиях отравления суррогатным алкоголем и стал врачом Главного Штаба. Кстати, служил там, где сейчас находится Эрмитаж. 

И вдруг в 40 лет увлекся искусством. Язвительный мемуарист, поэт и критик Георгий Иванов позже напишет, что было Кульбину видение на Троицком мосту: «Не тем занимался я всю жизнь». Но уроки, которые он брал в рисовальных классах Императорского общества поощрения художеств, одним озарением не объяснишь. Иванова опровергает композитор Артур Лурье, вспоминая, что Кульбин легко творил добро, носил генеральскую шинель с красной подкладкой и пропагандировал левое искусство. Достаточно пробежаться по последним десяти годам жизни Кульбина, чтобы понять: он был одним из главных поваров того культурного бульона, который сейчас называют «классический русский авангард».

Николай Кульбин. «Портрет Маринетти». 1914. Бумага, акварель. Фото: Государственный Русский музей
Николай Кульбин. «Портрет Маринетти». 1914. Бумага, акварель.
Фото: Государственный Русский музей

В 1908 году он создал объединение «Треугольник» (Знание — Любовь — Воля) и организовал выставку «Современные течения в искусстве». Вскоре группу покинули Елена Гуро и Михаил Матюшин, обвинившие лидера в «декадентстве и врубелизме». Но Кульбина не смутил уход друзей. В 1910-м он опубликовал статью «Свободное искусство как основа жизни», а через год выступил на Всероссийском съезде художников с докладом «Гармония и диссонанс, их тесные сочетания в искусстве и жизни». Кульбин выдвинул спиралевидную теорию развития культуры, верил в то, что можно впрячь в одну телегу академизм и футуристов. В 1912 году открывается артистическое кафе «Бродячая собака», Кульбин — его активист с первых до последних дней. Тогда же Императорское общество поощрения художеств награждает его персональной выставкой на 84 работы. Звездный час Кульбина наступил в 1914 году: он организовал в Петербурге лекции гуру итальянского футуризма Филиппо Томмазо Маринетти, дрался там с Велимиром Хлебниковым и Бенедиктом Лившицем, а через день они уже мирно общались в «Бродячей собаке». В начале революции воодушевленный Кульбин дежурил в организованном им же отряде народной милиции. Но от случайной пищи обострилась язва желудка — и Кульбин скоропостижно умер. 

В 1968 году на выставке художника к его 100-летию в Ленинграде историк искусства Всеволод Петров справедливо (и задолго до постмодернизма) заметил, что главным произведением Кульбина был он сам. Но именно богатый бэкграунд делает интересными работы художника. Вспомним ранний символистский пейзаж «Пруд в Павловске» из собрания Александра Коровина. Кульбин дружил с театральным реформатором Николаем Евреиновым, создал эскизы костюмов и декораций к его спектаклю «Шесть красавиц, не похожих одна на другую». Но главное в его наследии — серия портретов современников. Несколько штрихов — и перед нами Хлебников, Алексей Крученых, Михаил Кузмин, Федор Сологуб... И конечно, сам автор с глазами-прицелами. 

Выставка посвящена памяти Евгения Ковтуна (1928–1996), сотрудника ГРМ, первого в России исследователя творчества Николая Кульбина.  

Государственный Русский музей
Николай Кульбин
До 29 октября

Самое читаемое:
1
Генрих Семирадский и античная красота: выставка в Третьяковке
Очередная крупная выставка в Государственной Третьяковской галерее расскажет о полузабытом академисте и любви XIX века к античности, а также о том, насколько эта любовь остается стойкой и в наши дни
26.04.2022
Генрих Семирадский и античная красота: выставка в Третьяковке
2
Море уничтожает любимую церковь импрессионистов
Любимая импрессионистами церковь Сен-Валери в Нормандии, которую писал Клод Моне и рядом с которой похоронен Жорж Брак, рискует соскользнуть в море: меловые скалы неумолимо осыпаются
26.04.2022
Море уничтожает любимую церковь импрессионистов
3
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
Серия аукционов искусства ХХ–ХХI веков Christie’s в Нью-Йорке принесла аукционному дому $420,9 млн и 18 новых рекордов цен на современных художников. В торгах участвовали покупатели из 29 стран, 2,3 млн зрителей со всего мира следили за ходом аукционов онлайн
11.05.2022
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
4
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
Транспортировка из Франции 167 работ из собраний четырех ведущих музеев Москвы и Петербурга — Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русского музея — заняла почти 20 дней
05.05.2022
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
5
Кошмары и грезы Венецианской биеннале
Что привлекает особое внимание на начавшей работу 59-й Венецианской биеннале современного искусства? Cвоими впечатлениями делится московская галеристка и куратор Елена Крылова, побывавшая на открытии
27.04.2022
Кошмары и грезы Венецианской биеннале
6
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
Мнениями о текущем состоянии российского арт-рынка и его перспективах поделились крупные московские и петербургские антиквары, галеристы и представители аукционного бизнеса
06.05.2022
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
7
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Приятное нововведение коснется только учреждений, подведомственных московскому департаменту культуры. Посетителям федеральных музеев и музеев-заповедников придется остаться трезвыми
12.05.2022
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+