Больше творчества, а не зубрежки

№66, сентябрь 2018
№66
Материал из газеты

В английских школах сокращают гуманитарные дисциплины — в китайских, наоборот, включают их в программу

Шейх Дубая Мухаммед бен Рашид аль-Мактум вручает Андриа Зафираку приз Global Teacher 2018. Фото: SDP Media
Шейх Дубая Мухаммед бен Рашид аль-Мактум вручает Андриа Зафираку приз Global Teacher 2018.
Фото: SDP Media

На Глобальном форуме по образованию и практическим навыкам в Дубае, аналоге Давоса в сфере образования, в прошлом году акцент был сделан на преподавании STEM-предметов (точные науки, техника, инженерия и математика). Хотя главную премию Global Teacher («Мировой учитель») в размере $1 млн получил преподаватель физкультуры из небольшой общины инуитов.

В этом году форум посвятили художественному образованию, которое сейчас считается дополнительным. На Западе система фокусируется на базовых предметах, учащихся ориентируют на карьеру. Китай же провел реформу образования, которая помогла поднять на новый уровень преподавание не только точных, но и гуманитарных дисциплин. Новая всеобъемлющая учебная программа включает искусство и общественные науки. Перемены вызваны тем обстоятельством, что многонациональные компании, рассматривая китайских претендентов на должности, отмечали, что тем не хватает творческой искры, увлеченности делом и способности адаптироваться.

Global Teacher 2018 получила Андриа Зафираку, преподавательница дизайна в одной из школ Лондона. Она обошла более чем 30 тыс. претендентов из 173 стран мира. По сравнению с прошлым годом на форуме были заметны примечательные изменения. Впервые говорилось  о критической важности преподавания искусства и гуманитарных наук, как для качества жизни, так и для карьерных перспектив. Вместо того чтобы просто поставлять на рынок труда обученный персонал, комплексное образование должно вдохновлять на творчество и инновации, стимулировать целеустремленность и увлеченность.

Андриа Зафираку с детьми. Фото: SDP Media
Андриа Зафираку с детьми.
Фото: SDP Media

На этом фоне становится очевидной отсталость Великобритании в образовательной сфере. Творческие дисциплины здесь исключены из рейтинга среднеобразовательных школ Министерства образования, и в результате число учеников, выбирающих их, сократилось в этом году еще на 51 тыс. Но Зафираку это не останавливает. В удручающей ситуации (согласно опросу BBC, девять из десяти школ урезали учебные часы, сократили преподавателей или выбросили из расписания один творческий предмет) она организовала кампанию с привлечением части выигранного ею гранта. На начальном этапе проекта Artists in Residence («Резиденции для художников») цель Зафираку — привлечь художников и художественные организации в каждую школу Лондона, а затем она хочет реализовать эту схему по всей стране.

Средняя школа в Бренте, в которой работает Зафираку, находится в одном из самых бедных и этнически разнообразных районов Лондона, где многие талантливые дети страдают от переизбытка STEM-предметов и постоянных тестов. По словам Зафираку, ее художественный семинар — одно из немногих мест, где нет понятий «правильно» и «неправильно» и от учеников не требуют стандартных достижений. У них больше времени, чтобы познавать мир, развиваться, экспериментировать. «Это освежает и питает творческие способности», — уверена она.

В современную английскую программу среднего образования не включены художественные предметы, и преподаватель просит правительство обратить внимание на успех ее работы: «А если рассказывать учащимся и вообще людям о ценности искусства? Что если ввести программу, которая бы всесторонне развивала ребенка? Правильный ли это способ оценки знаний наших детей — стрессовое принудительное тестирование, которое фактически показывает их способности к зубрежке?» Ученики должны сдать 33 экзамена в течение месяца, в результате многие, особенно дети с особенностями развития, будут исключены. 

Есть опасность, что в угоду навыкам, адаптирующим к исчезающему рынку труда, уничтожаются врожденные таланты и творческие склонности детей. В нынешнем климате немодно говорить о таланте в контексте образования из-за акцента на преподавании «академических» навыков, которые можно освоить только с помощью недюжинной усидчивости и постоянного тестирования. Творчество и искусство никогда не были востребованы в обществе, где ценятся стрессоустойчивость и приспособляемость. 

Самое читаемое:
1
Генрих Семирадский и античная красота: выставка в Третьяковке
Очередная крупная выставка в Государственной Третьяковской галерее расскажет о полузабытом академисте и любви XIX века к античности, а также о том, насколько эта любовь остается стойкой и в наши дни
26.04.2022
Генрих Семирадский и античная красота: выставка в Третьяковке
2
Море уничтожает любимую церковь импрессионистов
Любимая импрессионистами церковь Сен-Валери в Нормандии, которую писал Клод Моне и рядом с которой похоронен Жорж Брак, рискует соскользнуть в море: меловые скалы неумолимо осыпаются
26.04.2022
Море уничтожает любимую церковь импрессионистов
3
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
Серия аукционов искусства ХХ–ХХI веков Christie’s в Нью-Йорке принесла аукционному дому $420,9 млн и 18 новых рекордов цен на современных художников. В торгах участвовали покупатели из 29 стран, 2,3 млн зрителей со всего мира следили за ходом аукционов онлайн
11.05.2022
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
4
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
Транспортировка из Франции 167 работ из собраний четырех ведущих музеев Москвы и Петербурга — Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русского музея — заняла почти 20 дней
05.05.2022
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
5
Кошмары и грезы Венецианской биеннале
Что привлекает особое внимание на начавшей работу 59-й Венецианской биеннале современного искусства? Cвоими впечатлениями делится московская галеристка и куратор Елена Крылова, побывавшая на открытии
27.04.2022
Кошмары и грезы Венецианской биеннале
6
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
Мнениями о текущем состоянии российского арт-рынка и его перспективах поделились крупные московские и петербургские антиквары, галеристы и представители аукционного бизнеса
06.05.2022
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
7
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Приятное нововведение коснется только учреждений, подведомственных московскому департаменту культуры. Посетителям федеральных музеев и музеев-заповедников придется остаться трезвыми
12.05.2022
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+