Больше творчества, а не зубрежки

№66, сентябрь 2018
№66
Материал из газеты

В английских школах сокращают гуманитарные дисциплины — в китайских, наоборот, включают их в программу

Шейх Дубая Мухаммед бен Рашид аль-Мактум вручает Андриа Зафираку приз Global Teacher 2018. Фото: SDP Media
Шейх Дубая Мухаммед бен Рашид аль-Мактум вручает Андриа Зафираку приз Global Teacher 2018.
Фото: SDP Media

На Глобальном форуме по образованию и практическим навыкам в Дубае, аналоге Давоса в сфере образования, в прошлом году акцент был сделан на преподавании STEM-предметов (точные науки, техника, инженерия и математика). Хотя главную премию Global Teacher («Мировой учитель») в размере $1 млн получил преподаватель физкультуры из небольшой общины инуитов.

В этом году форум посвятили художественному образованию, которое сейчас считается дополнительным. На Западе система фокусируется на базовых предметах, учащихся ориентируют на карьеру. Китай же провел реформу образования, которая помогла поднять на новый уровень преподавание не только точных, но и гуманитарных дисциплин. Новая всеобъемлющая учебная программа включает искусство и общественные науки. Перемены вызваны тем обстоятельством, что многонациональные компании, рассматривая китайских претендентов на должности, отмечали, что тем не хватает творческой искры, увлеченности делом и способности адаптироваться.

Global Teacher 2018 получила Андриа Зафираку, преподавательница дизайна в одной из школ Лондона. Она обошла более чем 30 тыс. претендентов из 173 стран мира. По сравнению с прошлым годом на форуме были заметны примечательные изменения. Впервые говорилось  о критической важности преподавания искусства и гуманитарных наук, как для качества жизни, так и для карьерных перспектив. Вместо того чтобы просто поставлять на рынок труда обученный персонал, комплексное образование должно вдохновлять на творчество и инновации, стимулировать целеустремленность и увлеченность.

Андриа Зафираку с детьми. Фото: SDP Media
Андриа Зафираку с детьми.
Фото: SDP Media

На этом фоне становится очевидной отсталость Великобритании в образовательной сфере. Творческие дисциплины здесь исключены из рейтинга среднеобразовательных школ Министерства образования, и в результате число учеников, выбирающих их, сократилось в этом году еще на 51 тыс. Но Зафираку это не останавливает. В удручающей ситуации (согласно опросу BBC, девять из десяти школ урезали учебные часы, сократили преподавателей или выбросили из расписания один творческий предмет) она организовала кампанию с привлечением части выигранного ею гранта. На начальном этапе проекта Artists in Residence («Резиденции для художников») цель Зафираку — привлечь художников и художественные организации в каждую школу Лондона, а затем она хочет реализовать эту схему по всей стране.

Средняя школа в Бренте, в которой работает Зафираку, находится в одном из самых бедных и этнически разнообразных районов Лондона, где многие талантливые дети страдают от переизбытка STEM-предметов и постоянных тестов. По словам Зафираку, ее художественный семинар — одно из немногих мест, где нет понятий «правильно» и «неправильно» и от учеников не требуют стандартных достижений. У них больше времени, чтобы познавать мир, развиваться, экспериментировать. «Это освежает и питает творческие способности», — уверена она.

В современную английскую программу среднего образования не включены художественные предметы, и преподаватель просит правительство обратить внимание на успех ее работы: «А если рассказывать учащимся и вообще людям о ценности искусства? Что если ввести программу, которая бы всесторонне развивала ребенка? Правильный ли это способ оценки знаний наших детей — стрессовое принудительное тестирование, которое фактически показывает их способности к зубрежке?» Ученики должны сдать 33 экзамена в течение месяца, в результате многие, особенно дети с особенностями развития, будут исключены. 

Есть опасность, что в угоду навыкам, адаптирующим к исчезающему рынку труда, уничтожаются врожденные таланты и творческие склонности детей. В нынешнем климате немодно говорить о таланте в контексте образования из-за акцента на преподавании «академических» навыков, которые можно освоить только с помощью недюжинной усидчивости и постоянного тестирования. Творчество и искусство никогда не были востребованы в обществе, где ценятся стрессоустойчивость и приспособляемость. 

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
4
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
7
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+