18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Сербия оправляется от «культурного геноцида»

№66
Материал из газеты

Летом в Белграде наконец открыл свои двери Национальный музей, который в последний раз принимал посетителей в 2003 году. А Музей современного искусства, возобновивший работув минувшем октябре, был на реновации с 2007 года

Публика уже привыкла к тому, что в погоне за амбициозными модернизациями музеи и галереи порой надолго закрываются — однако судьба двух лучших музеев Сербии в этом плане гораздо драматичнее. Летом в Белграде наконец открыл свои двери Национальный музей, который в последний раз принимал посетителей в 2003 году. А Музей современного искусства, возобновивший работу в минувшем октябре, был на реновации с 2007 года.

Этот ужасающий двойной перерыв художник и критик Владимир Богданович в 2012 году назвал «культурным геноцидом сербов». Зоран Эрик, главный куратор Музея современного искусства, считает, что «упорное нежелание политиков заниматься развитием культуры и культурных учреждений» было наконец сломлено Иваном Тасовацем, министром культуры с 2013 по 2016 год: он «смог убедить политический истеблишмент в том, что реконструкция двух музеев является важным приоритетом».

Реновация Национального музея, которая обошлась в 824 млн сербских динаров ($8,2 млн), позволила увеличить выставочную площадь до 5 тыс. кв. м: внутренний двор перекрыли стеклянным куполом, на цокольном этаже сделали дополнительные залы. Сейчас музей может демонстрировать значительную часть своей коллекции, которая состоит из 400 тыс. экспонатов — от доисторических времен до XX века. Главная гордость музея — искусство раннего модернизма, особенно французское: работы Камиля Коро, импрессио­нистов, Поля Гогена и Анри Матисса, а также Винсента ван Гога, Василия Кандинского и Пабло Пикассо.

Когда в прошлом году после реновации, обошедшейся в 680 млн сербских динаров ($6,8 млн), открывалось здание Музея современного искусства, первые десять дней вход был бесплатным. В очередях, которые растянулись почти на 300 м по новому музейному ландшафтному парку, отстояло около 50 тыс. человек. Теперь, когда музей работает в обычном режиме, число посетителей достигает примерно 170 в день. «Учитывая интерес сербской общественности к современному искусству, это цифры очень хорошие — и намного выше, чем было до реновации», — говорит Зоран Эрик. Тем временем власти надеются, что около полумиллиона посетителей привлечет мегавыставка уроженки Белграда Марины Абрамович, запланированная на сентябрь 2019 ­года.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+