Реконструкция нового здания музея на Соловках откладывается на неопределенный срок

По предварительным планам, объявленным в Минкультуры этой весной, подрядчик должен был за лето 2018 года разобрать незаконченную стройку и подготовить площадку для дальнейшей работы

Незаконченная стройка на Соловках. Фото: Наталья Шкуренок
Незаконченная стройка на Соловках.
Фото: Наталья Шкуренок

До сих пор долгострой на Соловках стоит нетронутым, на нем не ведутся никакие работы. Более того, до сих пор не определен подрядчик, который реализует новый проект.

«Мы знаем, что разработаны проектные предложения, но пока они существуют только на бумаге, — сказала заведующая отделом учета и хранения объектов культурного наследия Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника Лариса Петровская. — На днях мы получили отчет комиссии ЮНЕСКО. Она в целом одобряет проект, но у международных специалистов есть ряд претензий. Как на них отреагируют участники процесса, в первую очередь Министерство культуры, мы пока не знаем».

Скандальная стройка в охранной зоне ЮНЕСКО, начавшаяся почти пять лет назад рядом с памятником из списка всемирного наследия, сейчас остановлена. На стройплощадке пусто, калитки и ворота в железном заборе вокруг закрыты. Трудно даже сказать, кто и за что здесь отвечает: на информационном щите стерты названия подрядных организаций и имена ответственных специалистов.

Напомним, в 2014 году на берегу Святого озера, в непосредственной близости от Соловецкого монастыря, началось строительство нового музейного здания. Стройка не была согласована с ЮНЕСКО, велась с нарушением всех охранных обязательств, которые взяла на себя Российская Федерация по сохранению памятника из списка всемирного наследия. И в 2016 году разразился международный скандал: на 40-й сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО в Стамбуле эксперты пообещали включить Соловецкие острова в список «наследия под угрозой». Стройку остановили, на нее был наложен мораторий, а к концу 2017 года Минкультуры объявило, что есть некий новый проект музейного комплекса на Соловках. Его разработало архитектурное бюро «Рождественка», он был направлен в штаб-квартиру ЮНЕСКО в Париже и получил предварительное одобрение международных экспертов. Этот проект предполагал существенное понижение высотности новой постройки и использование под музейную экспозицию зданий бывшего овощехранилища и исторической электроподстанции.

В апреле этого года на Соловки приехала мониторинговая группа ЮНЕСКО: заместитель генерального директора Франческо Бандарин, руководитель отдела Европы и Северной Америки Изабель Анатоль-Габриэль, эксперт ИКОМОС Сьюзан Деньер и независимый эксперт, преподаватель факультета архитектуры Римского университета «Ла Сапиенца» Донателла Фиорани. Недавно они прислали свои замечания и предложения по новому проекту.

Как пояснила корреспонденту TANR Лариса Петровская, эксперты предлагают использовать реконструированное (частично разобранное и переделанное) новое здание только под музейное хранилище. Они рекомендуют архитекторам изменить материал для внутренней облицовки — заменить гранит на кирпич. Кроме того, ЮНЕСКО возражает против использования под музей здания заброшенного овощехранилища, зато одобряет использование подстанции. Хотя именно этот вариант будет труднее осуществить: овощехранилище стоит пустым, а подстанция вырабатывает значительную часть электроэнергии для Соловков, и заменить ее пока нечем. Но главная претензия экспертов ЮНЕСКО — отсутствие детально разработанной концепции нового музейного комплекса.

«Мы сами не очень понимаем, что происходит и почему до сих пор не разбирают построенное рядом с монастырем здание, — говорит Лариса Петровская. — Идут бесконечные разговоры, но ничего не делается».

На обращение корреспондента TANR заказчик нового здания музея на Соловках — Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации — ответил, что сроки реконструкции и дальнейшей работы пока неизвестны. Как сообщает пресс-служба СЗД, на сегодняшний день «дирекция расторгла государственный контракт на строительство музея в связи с необходимостью проведения корректировки проектно-сметной документации по замечаниям, выданным экспертами ЮНЕСКО». «Объект планируется законсервировать до момента завершения корректировки документации и получения заключения Главгосэкспертизы. Завершение корректировки проектно-сметной документации и получение заключения Главгосэкспертизы планируется к концу 2018 года», — говорится в ответе на запрос TANR.

Так что долгострой на Соловках продолжается, а будущее музея остается неопределенным.

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
7
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+