Мастерская Ильи Кабакова стала частью Третьяковской галереи

Легендарное пространство на Сретенском бульваре останется открытой для экспериментов мастерской

Мастерская Ильи Кабакова на Сретенском бульваре в Москве. Фото: Фонд Игоря Макаревича. Музей современного искусства «Гараж»
Мастерская Ильи Кабакова на Сретенском бульваре в Москве.
Фото: Фонд Игоря Макаревича. Музей современного искусства «Гараж»

Незадолго перед открытием в Новой Третьяковке ретроспективной выставки Ильи и Эмилии Кабаковых «В будущее возьмут не всех» художники решили передать музею легендарную мастерскую. С начала 1970-х по конец 1980-х годов мастерская Ильи Кабакова, расположенная на чердаке дома страхового общества «Россия» по адресу Сретенский бульвар, 6/1, была одним из важнейших центров неофициальной художественной Москвы. «…Климат содружества был так характерен для жизни этих художников, поэтов, джазменов, писателей, как бы по счастливой случайности встречавшихся в одном слое», — писал Илья Кабаков о Москве, имея в виду и атмосферу своей студии. В 1989 году художник уехал работать за границу, братство распалось, не выдержав испытания свободой и конкуренцией, как признают все очевидцы и участники. Но мастерская сохранила свою притягательность и свою атмосферу — с благословения Ильи Кабакова в ней разместился Институт проблем современного искусства (ИПСИ) под руководством Иосифа Бакштейна, также завсегдатая мастерской в 1970-х годах.

«Мы решили передать мастерскую Ильи Третьяковской галерее, потому что нам очень хотелось ее сохранить как место, где в 1970-х и 1980-х собирались художники и где происходило что-то важное. Почему именно Третьяковская галерея? Она сейчас очень изменилась. Конечно, благодаря ее директору Зельфире Трегуловой, которая полностью перестроила эту старую машину», — рассказала The Art Newspaper Russia Эмилия Кабакова. По ее словам, пространство не станет мемориальным и это место не будет музеем художника Ильи Кабакова, хотя такой вариант предлагался. ИПСИ переедет в соседнюю мастерскую.

В мастерской планируется сделать доступной документацию концептуального искусства 1970–1980-х, книги и документы. Кроме того, Кабаковы дарят несколько работ, которые были здесь. «Оригиналов уже нет, но сделаны авторские повторения. Это две „белые“ картины — „Человек и домик“ и „Бердянская коса“ — и инсталляция „16 веревок“, они будут находиться там постоянно. У Третьяковской галереи уже есть работы Ильи, мы тоже до этого дарили некоторые вещи, так что экспозицию мастерской можно менять», — уточнила Эмилия Кабакова.

Что касается выставочной программы, то экспозиции будут стилистически похожи на квартирные и студийные выставки. «Работа не обязательно должна быть повешена на стену. Если это выставка молодого художника, принеси столько картин и объектов, сколько там помещается, и расставь их — пусть люди приходят и обсуждают, устраивают вечера и встречи. Мы хотим повторить атмосферу — она, конечно, ностальгическая, но все равно сегодняшняя», — сказала Эмилия Кабакова.

Это не первая новость о расширении Третьяковки за последние месяцы — ранее стало известно, что в музей влился особняк мецената Степана Рябушинского на Малой Никитской улице и ему полностью отдадут здание Центрального дома художника, которым займется лауреат Прицкеровской премии Рем Колхас.

Самое читаемое:
1
Генрих Семирадский и античная красота: выставка в Третьяковке
Очередная крупная выставка в Государственной Третьяковской галерее расскажет о полузабытом академисте и любви XIX века к античности, а также о том, насколько эта любовь остается стойкой и в наши дни
26.04.2022
Генрих Семирадский и античная красота: выставка в Третьяковке
2
Море уничтожает любимую церковь импрессионистов
Любимая импрессионистами церковь Сен-Валери в Нормандии, которую писал Клод Моне и рядом с которой похоронен Жорж Брак, рискует соскользнуть в море: меловые скалы неумолимо осыпаются
26.04.2022
Море уничтожает любимую церковь импрессионистов
3
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
Серия аукционов искусства ХХ–ХХI веков Christie’s в Нью-Йорке принесла аукционному дому $420,9 млн и 18 новых рекордов цен на современных художников. В торгах участвовали покупатели из 29 стран, 2,3 млн зрителей со всего мира следили за ходом аукционов онлайн
11.05.2022
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
4
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
Транспортировка из Франции 167 работ из собраний четырех ведущих музеев Москвы и Петербурга — Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русского музея — заняла почти 20 дней
05.05.2022
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
5
Кошмары и грезы Венецианской биеннале
Что привлекает особое внимание на начавшей работу 59-й Венецианской биеннале современного искусства? Cвоими впечатлениями делится московская галеристка и куратор Елена Крылова, побывавшая на открытии
27.04.2022
Кошмары и грезы Венецианской биеннале
6
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
Мнениями о текущем состоянии российского арт-рынка и его перспективах поделились крупные московские и петербургские антиквары, галеристы и представители аукционного бизнеса
06.05.2022
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
7
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Приятное нововведение коснется только учреждений, подведомственных московскому департаменту культуры. Посетителям федеральных музеев и музеев-заповедников придется остаться трезвыми
12.05.2022
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+