18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Мастерская Ильи Кабакова стала частью Третьяковской галереи

Легендарное пространство на Сретенском бульваре останется открытой для экспериментов мастерской

Мастерская Ильи Кабакова на Сретенском бульваре в Москве. Фото: Фонд Игоря Макаревича. Музей современного искусства «Гараж»
Мастерская Ильи Кабакова на Сретенском бульваре в Москве.
Фото: Фонд Игоря Макаревича. Музей современного искусства «Гараж»

Незадолго перед открытием в Новой Третьяковке ретроспективной выставки Ильи и Эмилии Кабаковых «В будущее возьмут не всех» художники решили передать музею легендарную мастерскую. С начала 1970-х по конец 1980-х годов мастерская Ильи Кабакова, расположенная на чердаке дома страхового общества «Россия» по адресу Сретенский бульвар, 6/1, была одним из важнейших центров неофициальной художественной Москвы. «…Климат содружества был так характерен для жизни этих художников, поэтов, джазменов, писателей, как бы по счастливой случайности встречавшихся в одном слое», — писал Илья Кабаков о Москве, имея в виду и атмосферу своей студии. В 1989 году художник уехал работать за границу, братство распалось, не выдержав испытания свободой и конкуренцией, как признают все очевидцы и участники. Но мастерская сохранила свою притягательность и свою атмосферу — с благословения Ильи Кабакова в ней разместился Институт проблем современного искусства (ИПСИ) под руководством Иосифа Бакштейна, также завсегдатая мастерской в 1970-х годах.

«Мы решили передать мастерскую Ильи Третьяковской галерее, потому что нам очень хотелось ее сохранить как место, где в 1970-х и 1980-х собирались художники и где происходило что-то важное. Почему именно Третьяковская галерея? Она сейчас очень изменилась. Конечно, благодаря ее директору Зельфире Трегуловой, которая полностью перестроила эту старую машину», — рассказала The Art Newspaper Russia Эмилия Кабакова. По ее словам, пространство не станет мемориальным и это место не будет музеем художника Ильи Кабакова, хотя такой вариант предлагался. ИПСИ переедет в соседнюю мастерскую.

В мастерской планируется сделать доступной документацию концептуального искусства 1970–1980-х, книги и документы. Кроме того, Кабаковы дарят несколько работ, которые были здесь. «Оригиналов уже нет, но сделаны авторские повторения. Это две „белые“ картины — „Человек и домик“ и „Бердянская коса“ — и инсталляция „16 веревок“, они будут находиться там постоянно. У Третьяковской галереи уже есть работы Ильи, мы тоже до этого дарили некоторые вещи, так что экспозицию мастерской можно менять», — уточнила Эмилия Кабакова.

Что касается выставочной программы, то экспозиции будут стилистически похожи на квартирные и студийные выставки. «Работа не обязательно должна быть повешена на стену. Если это выставка молодого художника, принеси столько картин и объектов, сколько там помещается, и расставь их — пусть люди приходят и обсуждают, устраивают вечера и встречи. Мы хотим повторить атмосферу — она, конечно, ностальгическая, но все равно сегодняшняя», — сказала Эмилия Кабакова.

Это не первая новость о расширении Третьяковки за последние месяцы — ранее стало известно, что в музей влился особняк мецената Степана Рябушинского на Малой Никитской улице и ему полностью отдадут здание Центрального дома художника, которым займется лауреат Прицкеровской премии Рем Колхас.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+