Стрит-арт: субкультура или уже музейное искусство?

©музей москвы
©музей москвы

Самая масштабная в Москве выставка уличного искусства проследит его эволюцию с предыстории советских лет вплоть до наших дней, когда его все чаще можно встретить в комфортном галерейном пространстве.

Кураторы выставки Урбанизм: город в моем сознании Евгения Кикодзе (Музей Москвы), Зак Кахадо и Джабах Кахадо (галерея «МСК Истсайд») утверждают, что это первая столь масштабная выставка граффити в московском музее. Будет прослежена вся эволюция столичного стрит-арта, начиная с предыстории (архивные фотографии советских улиц) и через бунтарские 1990-е до сегодняшнего дня, когда творчество многих уличных художников переместилось в безопасную галерейную среду. Зрители увидят холсты, инсталляции, коллажи Алексея Кузнецова, Кости Zmogk, Петра Герасименко (Петро), Ильи SLAK, Миши Most, Димы Аске, Мaрата Morik, Андрея Aber и Виталия SY. Специальный гость выставки голландский граффитирайтер Нильс Shoe Мельман, известный как изобретатель так называемых каллиграффити, распишет одну из стен музея. Эта выставка — еще одно свидетельство институционализации российского уличного искусства. Несколько лет на «Винзаводе» просуществовал проект «Стена»; с осени 2013 года в Петербурге работает Музей стрит-арта в апреле в ММСИ-МоМА открылась выставка Паши 183. Каждое из этих событий дает повод художникам стрит-арта и его экспертам подискутировать о перспективах развития этого вида искусства и возможности его демонстрации в «белом кубе». Большинство участников московской выставки давно отошли от граффити в субкультурном смысле слова, так что их работы можно определить как «постграффити», или «граффити-футуризм». Так, Петро, участник группы Aesthetics, говорит: «На данный момент в моих работах прослеживается, скорее, абстракция в полной мере... Для обычных людей это может казаться и живописью, и если они не знают о значении граффити, то и не поймут, что в некоторых работах есть какие-то буквы». Такой «формализм» с уличными корнями означает теперь не только возможность работать стрит-артистам на легальных площадках и продавать произведения, но и потенциальное сотрудничество с властными структурами, участие в крупных коммерческих проектах. Нильс Shoe Мельман, например, часто выступает как дизайнер и работает со многими компаниями, такими как Louis Vuitton.
Музей Москвы
Урбанизм: город в моем сознании

Москва
16 мая — 10 июня

Самое читаемое:
1
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
Грандиозная выставка в Новой Третьяковке призвана показать «новый взгляд» на Михаила Врубеля, трех «Демонов» сразу и графику, сделанную художником в больнице. По-новому взглянул на наследие Врубеля и арт-критик Михаил Боде
02.11.2021
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
2
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
Реэкспозиция живописи старых мастеров в главном здании ГМИИ им. А.С.Пушкина понемногу готовит нас к изменениям, которые ждут музей после глобальной реконструкции
01.11.2021
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
3
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
4
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
5
Критик Федор Ромер умер от ковида
Художественный критик Александр Панов, известный по своему псевдониму Федор Ромер, умер в Москве от ковида. Ему недавно исполнилось 50. Для арт-сообщества он был одной из ключевых фигур, успев написать о многих художниках
02.11.2021
Критик Федор Ромер умер от ковида
6
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
7
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+