18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Загнанные в угол

№65
Материал из газеты

Каталог выставки «Трагедия в углу», посвященной искусству российских регионов и организованной самими художниками, почти весь ими же и написан

Художественная жизнь за пределами двух столиц, по сути, терра инкогнита: что творится в том или ином регионе, никому, кроме местного арт-сообщества, не известно и по большому счету не интересно. В медиасфере тон задают Москва и Санкт-Петербург, про остальные города вспоминают лишь от случая к случаю — в связи с крупными событиями вроде Уральской индустриальной биеннале или явлениями, которым посчастливилось попасть в поле общественного внимания, такими как нижегородский стрит-арт.

В эпоху глобализации всерьез рассуждать о местных школах вроде как моветон. Даже на триеннале в «Гараже», имевшей целью развернуть перед изумленной московской публикой панораму «замкадного» искусства во всю ее ширь и глубь, экспозиция строилась не по географическому принципу, а по тематическому. Получилось ожидаемо: модный формат был выдержан, но представления о том, чем живет и дышит каждый регион в отдельности, у зрителя упорно не складывалось.

Не дожидаясь, пока на них обратят внимание критики и институции, художники решили взять дело в свои руки. Результат — книга «Tрагедия в углу» и одноименная выставка, прошедшая в Музее Москвы в апреле — мае. Инициатива представить полную картину современного искусства России от Владикавказа до Владивостока пришла — сюрприз! — все-таки из столицы. Куратор выставки и редактор-составитель книги Диана Мачулина, хоть и родилась в украинском Ворошиловграде, живет в Москве с раннего детства. В список провинциальных городов включен и Петербург, который, по мнению авторов, своей художественной инфраструктурой, точнее, ее отсутствием, ничем не отличается от прочих «углов»: «Фондов нет, музеев современного искусства почти нет, арт-ярмарки нет, аукциона нет, международных звезд нет, рынка нет».

Книга устроена по принципу путеводителя. Начинается все с одного или нескольких вводных текстов о ситуации в том или ином городе. Затем — череда тамошних художников: краткое описание творческого метода плюс подборка из нескольких работ. Всем участникам от 20 до 45 лет. Цель проекта — показать не ретроспективу, а современную ситуацию. Предысторию вопроса в той или иной мере излагают во вводных статьях — впрочем, не всегда, а исключительно по авторскому хотению. В конце — биографии художников и авторов книги в алфавитном порядке. Возможно, правильнее сказать: художников-авторов, так как большинство текстов в каталоге художниками же и написано. Статьи о ряде участников писала Диана Мачулина, в прошлом автор «Афиши» и polit.ru, либо снова они сами. Авторами вводных текстов о городах стали представители местных арт-сообществ, в основном художники и кураторы. Их словесные экзерсисы не претендуют на академичность и наукообразие, и даже на жанровое единство. Иногда вместо обзора получается едкий фельетон, как у Александра Дашевского, хлестко припечатавшего родной Петербург — «город неразобранных архивов, непрочитанных мемуаров, нерозданных медалей, неоказанных знаков внимания и забытых героев. Перед тем как становиться здесь художником, внутренне согласитесь пополнить их список».

Кое-где статью заменяет неформальная беседа между несколькими участниками — как в главах о Нижнем Новгороде или Ижевске. Авторы щедро делятся с читателем местными сплетнями и выстраданными обобщениями. «При всем внешнем хулиганстве суть сибирского современного искусства — консерватизм и охранительство», — уверяет бывший «Синий нос» Александр Шабуров. А в финале подробного и довольно ехидного обзора истории екатеринбургского искусства от соцреализма до РОСИЗО сам себя комментирует: «А я пишу и не понимаю, это мое пока еще не стариковское брюзжание или все так и есть на самом деле».

Каталог издан на русском и английском — если бы его выложили в Интернет, получился бы вполне революционный шаг по продвижению российского искусства на международном уровне. Но и в теперешнем виде книга вполне может стать ценным справочником для иностранных галеристов, кураторов и арт-критиков — если, конечно, они о ней когда-нибудь узнают.

Самое читаемое:
1
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
2
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
3
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
4
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
5
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+