18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Загнанные в угол

№65
Материал из газеты

Каталог выставки «Трагедия в углу», посвященной искусству российских регионов и организованной самими художниками, почти весь ими же и написан

Художественная жизнь за пределами двух столиц, по сути, терра инкогнита: что творится в том или ином регионе, никому, кроме местного арт-сообщества, не известно и по большому счету не интересно. В медиасфере тон задают Москва и Санкт-Петербург, про остальные города вспоминают лишь от случая к случаю — в связи с крупными событиями вроде Уральской индустриальной биеннале или явлениями, которым посчастливилось попасть в поле общественного внимания, такими как нижегородский стрит-арт.

В эпоху глобализации всерьез рассуждать о местных школах вроде как моветон. Даже на триеннале в «Гараже», имевшей целью развернуть перед изумленной московской публикой панораму «замкадного» искусства во всю ее ширь и глубь, экспозиция строилась не по географическому принципу, а по тематическому. Получилось ожидаемо: модный формат был выдержан, но представления о том, чем живет и дышит каждый регион в отдельности, у зрителя упорно не складывалось.

Не дожидаясь, пока на них обратят внимание критики и институции, художники решили взять дело в свои руки. Результат — книга «Tрагедия в углу» и одноименная выставка, прошедшая в Музее Москвы в апреле — мае. Инициатива представить полную картину современного искусства России от Владикавказа до Владивостока пришла — сюрприз! — все-таки из столицы. Куратор выставки и редактор-составитель книги Диана Мачулина, хоть и родилась в украинском Ворошиловграде, живет в Москве с раннего детства. В список провинциальных городов включен и Петербург, который, по мнению авторов, своей художественной инфраструктурой, точнее, ее отсутствием, ничем не отличается от прочих «углов»: «Фондов нет, музеев современного искусства почти нет, арт-ярмарки нет, аукциона нет, международных звезд нет, рынка нет».

Книга устроена по принципу путеводителя. Начинается все с одного или нескольких вводных текстов о ситуации в том или ином городе. Затем — череда тамошних художников: краткое описание творческого метода плюс подборка из нескольких работ. Всем участникам от 20 до 45 лет. Цель проекта — показать не ретроспективу, а современную ситуацию. Предысторию вопроса в той или иной мере излагают во вводных статьях — впрочем, не всегда, а исключительно по авторскому хотению. В конце — биографии художников и авторов книги в алфавитном порядке. Возможно, правильнее сказать: художников-авторов, так как большинство текстов в каталоге художниками же и написано. Статьи о ряде участников писала Диана Мачулина, в прошлом автор «Афиши» и polit.ru, либо снова они сами. Авторами вводных текстов о городах стали представители местных арт-сообществ, в основном художники и кураторы. Их словесные экзерсисы не претендуют на академичность и наукообразие, и даже на жанровое единство. Иногда вместо обзора получается едкий фельетон, как у Александра Дашевского, хлестко припечатавшего родной Петербург — «город неразобранных архивов, непрочитанных мемуаров, нерозданных медалей, неоказанных знаков внимания и забытых героев. Перед тем как становиться здесь художником, внутренне согласитесь пополнить их список».

Кое-где статью заменяет неформальная беседа между несколькими участниками — как в главах о Нижнем Новгороде или Ижевске. Авторы щедро делятся с читателем местными сплетнями и выстраданными обобщениями. «При всем внешнем хулиганстве суть сибирского современного искусства — консерватизм и охранительство», — уверяет бывший «Синий нос» Александр Шабуров. А в финале подробного и довольно ехидного обзора истории екатеринбургского искусства от соцреализма до РОСИЗО сам себя комментирует: «А я пишу и не понимаю, это мое пока еще не стариковское брюзжание или все так и есть на самом деле».

Каталог издан на русском и английском — если бы его выложили в Интернет, получился бы вполне революционный шаг по продвижению российского искусства на международном уровне. Но и в теперешнем виде книга вполне может стать ценным справочником для иностранных галеристов, кураторов и арт-критиков — если, конечно, они о ней когда-нибудь узнают.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+