18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Российский предприниматель Владимир Щербаков подал иск против швейцарского арт-дилера

В Женеве началось следствие по уголовному делу о продажах по завышенным ценам десятков произведений искусства, в том числе Пикассо и Матисса, в ходе которых посредник присвоил €38 млн

Швейцарский арт-дилер и российский миллиардер оказались втянуты в спор о справедливой цене на полотна, каждое из которых стоит десятки миллионов евро. История звучит до боли знакомо? Между тем она не имеет ничего общего с тяжбой между Ивом Бувье и Дмитрием Рыболовлевым. Недавно в Женеве было возбуждено новое уголовное дело по жалобе, поданной в 2015 году неким промышленником из России, имя которого не разглашается. Он обвинил сотрудничавшего с ним арт-дилера в мошенничестве и заявил, что тот продавал ему по завышенным ценам произведения таких художников, как Пабло Пикассо, Анри Матисс и Альберто Джакометти.

По данным источников The Art Newspaper, неназванный российский коллекционер — не кто иной, как Владимир Щербаков, сколотивший капитал на автомобильной промышленности. Он основал в Калининграде предприятие по производству и сборке автомобилей «Автотор», которое на сегодняшний день является вторым по величине в России. Кроме того, он был последним заместителем премьер-министра СССР, а позднее стал доверенным лицом президента России Бориса Ельцина. Помимо этого Щербаков возглавлял Госплан СССР, а в 1991 году стал президентом Международного фонда содействия приватизации и иностранным инвестициям «Интерприватизация», который занимался приватизацией государственных предприятий в России и других бывших республиках СССР. Наши источники сообщают, что обвиняемый арт-дилер — это Тьерри Хобейка, ранее сотрудничавший с Жаном Крюжье.

Первое сообщение об этой тяжбе появилось в статье, опубликованной Tribune de Genève. В ней не назывались имена сторон, но уточнялось, что истец живет в швейцарском Колоньи. Ранее, в 2017 году, эта же газета писала о том, что сын Щербакова Сергей, нынешний глава «Автотора», приобрел за €48 млн одну из самых дорогих вилл на берегу Женевского озера в Колоньи. До него виллой, которую окрестили «холмом миллионеров», владела дочь одного из основателей группы Gunvor Геннадия Тимченко.

По имеющимся у TAN сведениям, Владимир Щербаков потратил на свою художественную коллекцию около €700 млн. Большая ее часть была приобретена при посредничестве Хобейки, который начал работать самостоятельно после смерти Крюжье в 2008 году. Российский коллекционер обвинил дилера в том, что тот продавал ему произведения искусства по завышенным ценам и даже скрывал их реальную стоимость в своей отчетности. Согласно материалам дела, попавшим в распоряжение Tribune de Genève, в сделках с российским миллиардером Хобейка присвоил под видом комиссии €38 млн, используя для этого офшорные компании Servin International, United Trade Development Company, Finatrading Development и Wang Tak Trading Development. По данным газеты, он заявил следователям, расследующим дело о мошенничестве, что использовал эти каналы в целях соблюдения конфиденциальности своего клиента.

Это дело отличается от тяжбы между Рыболовлевым и Бувье, поскольку, как сообщает близкий к следствию источник, Щербаков предусмотрительно попросил Хобейку подписать контракт персонального агента с установленной комиссией (Ив Бувье постоянно утверждает, что он действовал как независимый арт-дилер и потому имел право устанавливать комиссию по своему усмотрению). Несмотря на то что Бувье не является непосредственным фигурантом этого дела, он все-таки выступил в роли свидетеля, поскольку его компания действовала как эскроу-агент (третья сторона, наблюдающая за исполнением обязательств) при заключении сделок между сторонами. Кроме того, коллекция Щербакова находится в хранилищах компании Natural Le Coultre в женевском фрипорте, которая ранее принадлежала семье Бувье.

И Владимир Щербаков, и Тьерри Хобейка отказались давать комментарии для этого материала. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+