18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Александр Головин, чрезвычайно разносторонний мирискусник

Выставка Александр Головин. Фантазии Серебряного века продолжает, по словам директор музея Ирины Лебедевой, серию монографических показов творчества мастеров, работавших на рубеже XIX–XX веков. «Серебряный век для нас стал временем, которое очень многое перевернуло в отношении к миру и к новым формам искусства, и это продолжило развиваться в работах художников авангарда. Сложные процессы, происходившие тогда, становятся предметом исследований, и для нас каждая выставка — новая страница в этом большом исследовании», — говорит Лебедева.

Выставка Александра Головина такого размаха проходит впервые. В прошлом году Русский музей также представил большую выставку художника, но по числу экспонатов выставка в Третьяковке вдвое превысила ту экспозицию: около 300 работ по сравнению со 150 в Северной столице. Выигрывают Фантазии Серебряного века и по полноте репрезентации. Здесь не только живопись и графика, позволяющие проследить эволюцию творчества Головина от передвижничества до стиля модерн и дореволюционных лет, когда сложился собственный, «головинский» стиль. В экспозицию включены и образцы декоративно-прикладного искусства Головина, до этого обычно остававшиеся в тени. Ими выставка и открывается, сразу вводя зрителя в образный мир художника.

Головин в конце 1890-х работал в гончарной мастерской «Абрамцево» Саввы Мамонтова, по заказу которого, в частности, создал майоликовые панно для фасада гостиницы «Метрополь» в Москве. А за оформление Кустарного отдела русского павильона Всемирной выставки 1900 года в Париже Головина наградили золотой медалью и серебряной за майолики. Что касается экспозиции, то идея Лебедевой, что «выставка — это всегда спектакль», применительно к Головину более чем пришлась к месту. Его театральным работам посвящен самый большой раздел: здесь костюмы к постановкам, впервые привезенные в Москву из петербургских коллекций, эскизы декораций, в том числе к балету Жар-птица, где, по оценке критиков, «три гения: Фокин, Стравинский и Головин — выступили как одно целое». Можно спорить, какая из сфер деятельности стала определяющей для Головина. Однако выделить, что здесь главное, а что производное, вряд ли возможно. Они все по сути своей синтетичны.
Третьяковская галерея
Александр Головин

Москва
До 24 августа

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+