18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Раненый стол» Фриды Кало обещают найти

№65, июль-август 2018
№65
Материал из газеты

Мексиканский исследователь уверяет, что пропавшую картину знаменитой художницы он сможет показать через пять лет

Бернард Зильберштейн сфотографировал художницу у «Раненого стола» в 1941 г., через год после окончания работы над картиной. Фото: Edward B. Silberstein / Cincinnati Art Museum
Бернард Зильберштейн сфотографировал художницу у «Раненого стола» в 1941 г., через год после окончания работы над картиной.
Фото: Edward B. Silberstein / Cincinnati Art Museum

В Мексике возобновились поиски произведения Фриды Кало под названием «Раненый стол». Картина, написанная в 1940 году, столь значительна, что ее называют «священным Граалем» для изучающих творчество художницы. Работа пропала без вести после того, как Кало передала ее в дар Советскому Союзу. В последний раз картину видели на выставке в Варшаве в 1955 году, а затем на пути в Москву она исчезла.

Десятки лет в поисках ее следов эксперты перерывали архивы, таможенные документы и музейные собрания Америки и Европы. И вот искусствовед Рауль Кано Монрой, в прошлом году организовавший выставку в доме-музее Диего Риверы и Фриды Кало в Мехико, объявил, что обнаружил новые подсказки. Они появились в ходе работы с архивом Национального фронта пластических искусств, который продвигал мексиканское искусство за границей в 1950-х годах.

«Я думаю, лет через пять мое расследование принесет плоды», — заявил Кано Монрой в интервью мексиканской газете Milenio, добавив, что нашел консультанта — помощника в своих поисках. Поделиться подробностями своих догадок с The Art Newspaper искусствовед отказался: «Учитывая обстоятельства, я не имею возможности раскрыть информацию по этой теме, так что ничего не могу сказать».

Впрочем, оптимизма Кано Монроя оказалось достаточно, чтобы вновь привлечь внимание к многолетней тайне. «Это отличная новость, — говорит Карлос Филлипс из Фонда Диего Риверы и Фриды Кало. — Мы будем признательны любому, кто найдет картину».

«Раненый стол» — самая большая работа Кало, ее размер приблизительно 1,2 на 2,4 м. Написана она маслом на дереве, а не на холсте. На ней в сюрреалистической манере изображена сама художница в окружении гостей. Скелет, играющий ее волосами, индейское глиняное изваяние, добавляющее конечность как бы безрукой Фриде, гротескная фигура, которая, по мнению искусствоведов, символизирует любвеобильность ее мужа Диего Риверы, а также любимые племянница с племянником — все они собрались за столом, покрытым кровоточащими вульвоподобными язвами и стоящим на распухших человеческих ногах. Сегодня это произведение оценивалось бы более чем в $20 млн.

«Картина имеет очень важное значение, потому что это не только автопортрет — это заявление», — говорит куратор и искусствовед Хельга Пригниц-Пода, которая работает над обновленным каталогом работ Кало. В прошлом году в Варшаве она организовала выставку, целью которой было напомнить и рассказать о пропавшем произведении.

Пригниц-Пода и независимый куратор Катарина Лопаткина изложили свои выводы об истории картины в статье, недавно опубликованной журналом Международного фонда исследований искусства IFAR Journal. По их мнению, Кало, убежденная коммунистка, отправила картину в Москву как «дар дружбы», но советские чиновники сочли подарок образцом «декадентского буржуазного формального искусства» и запретили его выставлять.

В 1954 году, после смерти Кало, Ривера попросил показать картину в Польше на выставке вместе с другими произведениями мексиканских художников. Выставка в Национальной галерее искусств Захента оказалась настолько популярной, что ее отправили на гастроли в другие страны — в Советский Союз и даже в Китай. Тем не менее после Варшавы панели Кало «и след простыл», отмечает Пригниц-Пода. «Как будто она растворилась в воздухе. Удивительно, ведь это самая большая и самая тяжелая картина Кало, поэтому действительно странно, что она могла исчезнуть». 

Самое читаемое:
1
Загадочный тарч: рука не из того места
Необычный предмет из Оружейной палаты сбивает с толку историков и художников уже два с лишним века
18.12.2025
Загадочный тарч: рука не из того места
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
4
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
5
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Первую часть из 60 картин из французской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в Омске, Новосибирске и Кемерове, вторую — в Абакане, Красноярске и Иркутске
16.12.2025
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Художественный клан Бенуа перечислили по алфавиту
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа — всё Бенуа». Художественная династия представлена здесь работами нескольких десятков членов этой семьи и художников, входивших в круг Бенуа
19.12.2025
Художественный клан Бенуа перечислили по алфавиту
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+