18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Жизнь? или театр?» Шарлотты Саломон

№64
Материал из газеты

Художница получила посмертную известность благодаря рисованному сочинению «Жизнь? или театр?». Так же озаглавлена и новая книга о ней

Когда-то в ранней юности Шарлотта Саломон, чье 100-летие отмечалось в минувшем году, охарактеризовала себя так: «Девушка не слишком одаренная, не слишком красивая, не очень энергичная, скорее, ленивая, эгоистичная и неуравновешенная». Она родилась в Берлине в буржуазной еврейской семье. Отец был хирургом, ветераном войны, исследовал рак груди в Шарите. Саломоны не были чужды изящных искусств: мачеха (мать неожиданно умерла в 1926 году) Паула Линдберг была концертирующей певицей, сама девушка увлекалась рисованием и поступила в Берлинскую академию, несмотря на антисемитское законодательство нацистов. После Хрустальной ночи Саломоны покинули Германию. Отец и мачеха уехали в Амстердам, а Шарлотту отправили на Лазурный берег к бабушке и дедушке Грюнвальдам. С началом войны Марианна Грюнвальд впала в депрессию и покончила с собой 5 марта 1940 года. Почти тогда же дедушка посвятил Шарлотту в тягостную семейную историю: свели счеты с жизнью ее мать, тетка и ряд родственниц.

Эти трагические знания обрушились на девушку почти одновременно с падением Франции. Пансион Оттилии Мур, где жили дедушка и внучка, превратился в убежище евреев. В этой апокалиптической обстановке Саломон и создала свой magnum opus под названием Life? or Theatre? («Жизнь? или театр?») — «трехцветный зинг­шпиль» (автор подчеркивала значение красного, синего и желтого цветов). Это синтетическое сочинение на 1299 листах, составленное из рисунков (769 гуашей), текстов и указаний на музыкальные фрагменты для сопровождения (от Баха до народных песен). «Шедевр катарсиса» охватывает период с 1913 по 1940 год и состоит из программы и трех разделов. 

Поскольку речь идет о «полуавтобиографии», то герои носят вымышленные имена. Прелюдия посвящена семейной жизни Кнарре и Каннов (Грюнвальдов и Саломонов), увлечению Шарлотты живописью, утверждению власти НСДАП. В главной части речь идет о мучительном любовном треугольнике. Его составляют мачеха — певица Паулинка Бимбам, музыковед Амадей Даберлон и сама Шарлотта, которая иллюстрирует его книгу «Орфей, или Дорога к маске». Прототипом Даберлона был Альфред Вольфсон. Истинный характер своих отношений Линдберг и Вольф­сон скрывали; незадолго до смерти он писал издателям рисунков Шарлотты Саломон: «Я никогда не сталкивался с более отчаявшимся человеком». В эпилоге краткие буколические сцены прерываются гибелью бабушки и авторским заклинанием своей и семейной судьбы.

Жизнь Шарлотты скоро оборвалась. В июне 1943-го она вышла замуж за Александра Наглера, управлявшего пансионом беглецов. А уже 23 сентября их арестовали и отправили в Аушвиц, где Шарлотта, беременная на пятом месяце, была сразу уничтожена. Чуть позже погиб и Наглер. В 1947‑м Оттилия Мур отдала рисунки уцелевшим Альберту и Пауле Саломон. Впервые фрагменты зингшпиля были представлены на выставке Шарлотты в Амстердаме в 1961 году. Через пару лет книгу с 80 гуашами выпустил знаменитый Курт Вольф, издатель Франца Кафки. В 1971-м Саломоны передали Life? or Theatre? Музею еврейской истории Амстердама, что позволило полнее изучать, издавать и выставлять необычное наследие. В рисунках видны аллюзии к Микеланджело, Босху, Рембрандту, Фридриху, ван Гогу, Модильяни, Матиссу, Мунку, Шагалу, художникам группы «Мост»; отмечу и схожесть с «кругом Филонова» (Татьяна Глебова и Алиса Порет, «Дом в разрезе»). Несомненна близость с немецким кинематографом.

Настоящее издание (помимо англоязычной версии, оно вышло еще и на голландском, немецком, французском) не является каталогом исчерпывающей выставки Саломон в Амстердаме (октябрь 2017 — март 2018 года). Редакторы Джудит Белинфанте, бывшая прежде директором Музея еврейской истории и председателем правления Фонда Саломон, и Эвелин Бенеш, руководитель Kunstforum Австрийского банка, не включили в книгу постскриптум — письмо Шарлотты Даберлону, сочиненное в 1943 году и содержащее этически сомнительные места (например, отравление деда омлетом с вероналом), хотя подробно описали его в статьях. 

В любом случае читателям откроется мир чувств, мыслей и дарований «молчаливой, проницательной, саркастичной, остроумной и настороженной женщины».  

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
3
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
4
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
5
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
Легендарная художница Татьяна Назаренко, ставшая знаменитой в 1970-е годы, объясняет, почему сюжет так важен, и уверяет, что женщинам в советском искусстве не надо было бороться за свои права, но пострадать пришлось — от завистников и чиновников
28.04.2025
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
6
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
В книге петербургского исследователя Антона Успенского «Между авангардом и соцреализмом» проанализировано искусство, во многом близкое к европейской «нормальности» 1920–1930-х годов, но ставшее маргинальным в СССР
30.04.2025
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
7
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
Почти полмиллиона человек посмотрели юбилейную выставку Брюллова, что также сделало ее самой посещаемой выставкой страны за последние пять лет
15.05.2025
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+