18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Жизнь? или театр?» Шарлотты Саломон

№64
Материал из газеты

Художница получила посмертную известность благодаря рисованному сочинению «Жизнь? или театр?». Так же озаглавлена и новая книга о ней

Когда-то в ранней юности Шарлотта Саломон, чье 100-летие отмечалось в минувшем году, охарактеризовала себя так: «Девушка не слишком одаренная, не слишком красивая, не очень энергичная, скорее, ленивая, эгоистичная и неуравновешенная». Она родилась в Берлине в буржуазной еврейской семье. Отец был хирургом, ветераном войны, исследовал рак груди в Шарите. Саломоны не были чужды изящных искусств: мачеха (мать неожиданно умерла в 1926 году) Паула Линдберг была концертирующей певицей, сама девушка увлекалась рисованием и поступила в Берлинскую академию, несмотря на антисемитское законодательство нацистов. После Хрустальной ночи Саломоны покинули Германию. Отец и мачеха уехали в Амстердам, а Шарлотту отправили на Лазурный берег к бабушке и дедушке Грюнвальдам. С началом войны Марианна Грюнвальд впала в депрессию и покончила с собой 5 марта 1940 года. Почти тогда же дедушка посвятил Шарлотту в тягостную семейную историю: свели счеты с жизнью ее мать, тетка и ряд родственниц.

Эти трагические знания обрушились на девушку почти одновременно с падением Франции. Пансион Оттилии Мур, где жили дедушка и внучка, превратился в убежище евреев. В этой апокалиптической обстановке Саломон и создала свой magnum opus под названием Life? or Theatre? («Жизнь? или театр?») — «трехцветный зинг­шпиль» (автор подчеркивала значение красного, синего и желтого цветов). Это синтетическое сочинение на 1299 листах, составленное из рисунков (769 гуашей), текстов и указаний на музыкальные фрагменты для сопровождения (от Баха до народных песен). «Шедевр катарсиса» охватывает период с 1913 по 1940 год и состоит из программы и трех разделов. 

Поскольку речь идет о «полуавтобиографии», то герои носят вымышленные имена. Прелюдия посвящена семейной жизни Кнарре и Каннов (Грюнвальдов и Саломонов), увлечению Шарлотты живописью, утверждению власти НСДАП. В главной части речь идет о мучительном любовном треугольнике. Его составляют мачеха — певица Паулинка Бимбам, музыковед Амадей Даберлон и сама Шарлотта, которая иллюстрирует его книгу «Орфей, или Дорога к маске». Прототипом Даберлона был Альфред Вольфсон. Истинный характер своих отношений Линдберг и Вольф­сон скрывали; незадолго до смерти он писал издателям рисунков Шарлотты Саломон: «Я никогда не сталкивался с более отчаявшимся человеком». В эпилоге краткие буколические сцены прерываются гибелью бабушки и авторским заклинанием своей и семейной судьбы.

Жизнь Шарлотты скоро оборвалась. В июне 1943-го она вышла замуж за Александра Наглера, управлявшего пансионом беглецов. А уже 23 сентября их арестовали и отправили в Аушвиц, где Шарлотта, беременная на пятом месяце, была сразу уничтожена. Чуть позже погиб и Наглер. В 1947‑м Оттилия Мур отдала рисунки уцелевшим Альберту и Пауле Саломон. Впервые фрагменты зингшпиля были представлены на выставке Шарлотты в Амстердаме в 1961 году. Через пару лет книгу с 80 гуашами выпустил знаменитый Курт Вольф, издатель Франца Кафки. В 1971-м Саломоны передали Life? or Theatre? Музею еврейской истории Амстердама, что позволило полнее изучать, издавать и выставлять необычное наследие. В рисунках видны аллюзии к Микеланджело, Босху, Рембрандту, Фридриху, ван Гогу, Модильяни, Матиссу, Мунку, Шагалу, художникам группы «Мост»; отмечу и схожесть с «кругом Филонова» (Татьяна Глебова и Алиса Порет, «Дом в разрезе»). Несомненна близость с немецким кинематографом.

Настоящее издание (помимо англоязычной версии, оно вышло еще и на голландском, немецком, французском) не является каталогом исчерпывающей выставки Саломон в Амстердаме (октябрь 2017 — март 2018 года). Редакторы Джудит Белинфанте, бывшая прежде директором Музея еврейской истории и председателем правления Фонда Саломон, и Эвелин Бенеш, руководитель Kunstforum Австрийского банка, не включили в книгу постскриптум — письмо Шарлотты Даберлону, сочиненное в 1943 году и содержащее этически сомнительные места (например, отравление деда омлетом с вероналом), хотя подробно описали его в статьях. 

В любом случае читателям откроется мир чувств, мыслей и дарований «молчаливой, проницательной, саркастичной, остроумной и настороженной женщины».  

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+