18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Испанский собор оказался заложником спора между левыми и правыми

Начат сбор подписей под петицией об официальном признании кордовской «мечети-собора» государственной, а не церковной собственностью.

Испании разгорелся спор вокруг права собственности на «Мескиту» — соборную мечеть Кордовы, находящуюся на территории христианской церкви, построенной в 600 году. Она стала мечетью в VIII веке, но в XIII столетии вновь была преобразована в церковь, после того как испанские короли победили мавров. Этот спор стал частью интенсивного политического сражения в Испании между ориентированными на светское и поликультурное общество левыми и исповедующими католицизм правыми. После принятия в 1998 году государственного закона о статусе церковной собственности Католическая церковь смогла документально подкрепить свои права на религиозные здания, и в 2006-м собор был зарегистрирован как собственность Церкви.

В 2009 году местные жители заметили, что название «Мескита», то есть мечеть, потихоньку исчезает с дорожных знаков и из брошюр, что вызвало обеспокоенность у людей по поводу того, что Церковь не придает должного значения истории использования этого здания в качестве мечети. Церковь отрицает все претензии. Представитель епархии Кордовы считает, что «когда вы входите на территорию памятника, то видите, что он называется «Собор Кордовы», но история его как мечети также описана. Утверждение, что Церковь стирает мусульманское прошлое [этого места], неверно». Он объясняет, что название «церковь Санта-Мария» использовалось с 1236 года, когда Кордова была взята испанскими войсками, а территория освящена. Данное название сохранялось до XIX века, когда церковь стала известна путешественникам под именем «Мескита». «Но в наших целях — священнослужения, церемоний с участием епископа — логично использовать слово «собор», — сказал он. К тому же Церковь заплатила за раскрытие михраба, священного места в мечети. В XIV веке он был закрыт христианским образом, но в последние десятилетия его сняли, чтобы вновь открыть жемчужину исламского искусства — подлинное чудо, созданное из византийской мозаики, драгоценное и священное место для исламской религии. Это объяснение не удовлетворило некоторых протестующих из местных. Они просят, чтобы в ситуацию вмешались правительство Андалусии и ЮНЕСКО. В их прошении содержатся требования восстановить название «Мечеть-собор», официально признать здание принадлежащим государству и учредить систему «публичного и прозрачного управления». К моменту поступления материала в печать почти 180 тыс. человек, включая бывшего генерального директора ЮНЕСКО Федерико Майора Сарагосы и британского архитектора Нормана Фостера, подписали этот документ. По мнению официального представителя кампании Антонио Мануэля Родригеса, «граждане должны узнать масштаб проблемы. Кордова должна понять, что ее мечеть, ее памятник находится в опасности, а если это так, то в опасности и остальной город». В ответ епархия Кордовы заявила: «С 1998 года Католическая церковь могла зарегистрировать свои храмы при условии, что здание не имеет письменного названия». Церковь зарегистрировала этот участок земли в 2006 году как Santa Iglesia Catedral de Cordoba — а именно с этим именем территория храма в XIX веке была объявлена национальным памятником, — «потому что она владела им мирно в течение почти 800 лет».
 

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+