18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Дом Наркомфина: от руин — к памятнику ЮНЕСКО

№64
Материал из газеты

Завершился первый этап реставрации знаменитого дома Наркомфина, расположенного в Москве на Новинском бульваре. Ожидается, что восстановительные работы в здании, спроектированном архитекторами-конструктивистами Моисеем Гинзбургом и Игнатием Милинисом, полностью завершатся через год

После многолетних призывов начать реставрацию здания это все же произошло. Предварительные работы по исследованию технического состояния дома начались еще прошлым летом, когда был окончательно решен вопрос с собственниками здания. Напомним, в 2016 году компания «Лига прав», которой уже принадлежали 2 тыс. кв. м в доме Наркомфина, приобрела на открытых торгах еще 1,6 тыс. кв. м, заплатив за них 101,4 млн руб. По условиям аукциона за три года новый собственник обязан провести ремонтно-реставрационные работы по сохранению здания, признанного объектом культурного наследия регионального значения.

Проект научной реставрации здания, основанный на принципах Венецианской хартии, разработало бюро «Гинзбург Архитектс», которое возглавляет Алексей Гинзбург, внук одного из проектировщиков дома, Моисея Гинзбурга. Своей главной целью он называет внесение дома Наркомфина в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Дом Наркомфина считается одним из наиболее известных московских памятников периода советского конструктивизма. Революционное по своим архитектурным решениям, здание было построено в 1928–1930 годах. Заказчиком проекта выступил Народный комиссариат финансов СССР, а строительство курировал лично нарком Николай Милютин, известный как теоретик-градостроитель, автор книги «Соцгород: Проблема строительства социалистических городов». При его непосредственном участии на крыше здания построили первый в мире пентхаус, где Милютин поселился вместе с семьей.

 Историки архитектуры относят дом Наркомфина к зданиям переходного типа, символизировавшим переход советского человека от традиционного жизненного уклада к новому, обобществленному быту. В этой «машине для жилья», как ее называли сами архитекторы Моисей Гинзбург и Игнатий Милинис, были спроектированы три типа квартир, именовавшихся «жилыми ячейками». Внизу располагались двухъярусные трехкомнатные квартиры площадью до 60 кв. м с собственной кухней и санузлом (ячейка К) — для традиционного семейного проживания. Выше находились отдельные или сдвоенные двухъярусные квартиры площадью около 30 кв. м (ячейки F и 2F) для одного-двух человек. Для удобства жильцов рядом с основным корпусом был построен коммунальный блок, где располагались прачечная, сушилка, гараж и прочее.

Помимо замены коммуникаций, укрепления наружных стен и кровель, проект реставрации здания-памятника подра­зумевает демонтаж надстроенных этажей и пристроек, которые появились уже после войны. Также планируется восстановить первоначальную планировку квартир и вернуть стенам оригинальные цвета. Для этого архитекторы воссоздали схему покраски квартир по колористическим таблицам Хиннерка Шепера, художника из Баухауса, который отвечал за интерьеры в доме Наркомфина. Бюро «Гинзбург Архитектс» привлекло к работе над реставрацией российских и международных волонтеров; среди них, в частности, американский фотограф Наталья Меликова, которая занимается фотофиксацией всех строительных работ.

В середине апреля Департамент градостроительной политики города Москвы сообщил, что за первый год реставрации строители провели противоаварийные работы, выполнили гидроизоляцию крыши жилого и коммунального корпусов, демонтировали весь самострой, который появился на придомовой территории в 1940–1950-е годы, снесли лишние перегородки и перекрытия, в частности пятый этаж над кровлей коммунального корпуса.

Самым заметным изменением стал демонтаж первого этажа жилого корпуса. По оригинальному проекту архитектора Моисея Гинзбурга тонкие бетонные колонны в три ряда, на которых стоит дом, были открыты. Благодаря этому возникала иллюзия парения в воздухе. Однако после войны пространство между колоннами застроили. Сейчас это место планируется уравнять с грунтом, который за 90 лет поднялся почти на полметра; его расчистят и опустят, благодаря чему корпус здания будет казаться выше. После завершения строительных работ первый этаж благоустроят и превратят в общественное пространство.

Второй этап ремонтно-реставрационных работ, который продлится до конца года, будет включать консервацию оригинальных конструкций, полную замену всех коммуникаций, укрепление несущих стен и восстановление фасадов. После реставрации в жилом корпусе будут квартиры, а на крыше — оборудованы смотровые площадки. Кроме того, Алексей Гинзбург ведет переговоры с инвестором о возможной музеефикации одной из ячеек. «Пока никакой четкой договоренности нет, но мы обсуждаем с руководством „Лиги прав“ возможность открыть там музей дома Наркомфина. На мой взгляд, для этого идеально подходит каморка привратника, расположенная на первом и втором этажах», — рассказал архитектор TANR.

Коммунальному корпусу, где до конца 1930-х годов находилась столовая для жильцов, планируется вернуть историческую функцию — там появится кафе или ресторан. Полностью завершить ремонтно-реставрационные работы, которые оцениваются в 700–800 млн руб., «Лига прав» рассчитывает в 2019 году. После этого 46 квартир в доме будут проданы частным инвесторам. Предварительные продажи были открыты уже в конце апреля.  

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+