Дом Наркомфина: от руин — к памятнику ЮНЕСКО

№64, июнь 2018
№64
Материал из газеты

Завершился первый этап реставрации знаменитого дома Наркомфина, расположенного в Москве на Новинском бульваре. Ожидается, что восстановительные работы в здании, спроектированном архитекторами-конструктивистами Моисеем Гинзбургом и Игнатием Милинисом, полностью завершатся через год

Дом, построенный по заказу Наркомфина СССР, задумывался как образцовая «машина для жилья». Фото: Архив дома Наркомфина / Владимир Грюнталь
Дом, построенный по заказу Наркомфина СССР, задумывался как образцовая «машина для жилья».
Фото: Архив дома Наркомфина / Владимир Грюнталь

После многолетних призывов начать реставрацию здания это все же произошло. Предварительные работы по исследованию технического состояния дома начались еще прошлым летом, когда был окончательно решен вопрос с собственниками здания. Напомним, в 2016 году компания «Лига прав», которой уже принадлежали 2 тыс. кв. м в доме Наркомфина, приобрела на открытых торгах еще 1,6 тыс. кв. м, заплатив за них 101,4 млн руб. По условиям аукциона за три года новый собственник обязан провести ремонтно-реставрационные работы по сохранению здания, признанного объектом культурного наследия регионального значения.

Проект научной реставрации здания, основанный на принципах Венецианской хартии, разработало бюро «Гинзбург Архитектс», которое возглавляет Алексей Гинзбург, внук одного из проектировщиков дома, Моисея Гинзбурга. Своей главной целью он называет внесение дома Наркомфина в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Фасад дома Наркомфина на Новинском бульваре. Фото: Архив дома Наркомфина
Фасад дома Наркомфина на Новинском бульваре.
Фото: Архив дома Наркомфина

Дом Наркомфина считается одним из наиболее известных московских памятников периода советского конструктивизма. Революционное по своим архитектурным решениям, здание было построено в 1928–1930 годах. Заказчиком проекта выступил Народный комиссариат финансов СССР, а строительство курировал лично нарком Николай Милютин, известный как теоретик-градостроитель, автор книги «Соцгород: Проблема строительства социалистических городов». При его непосредственном участии на крыше здания построили первый в мире пентхаус, где Милютин поселился вместе с семьей.

 Историки архитектуры относят дом Наркомфина к зданиям переходного типа, символизировавшим переход советского человека от традиционного жизненного уклада к новому, обобществленному быту. В этой «машине для жилья», как ее называли сами архитекторы Моисей Гинзбург и Игнатий Милинис, были спроектированы три типа квартир, именовавшихся «жилыми ячейками». Внизу располагались двухъярусные трехкомнатные квартиры площадью до 60 кв. м с собственной кухней и санузлом (ячейка К) — для традиционного семейного проживания. Выше находились отдельные или сдвоенные двухъярусные квартиры площадью около 30 кв. м (ячейки F и 2F) для одного-двух человек. Для удобства жильцов рядом с основным корпусом был построен коммунальный блок, где располагались прачечная, сушилка, гараж и прочее.

Помимо замены коммуникаций, укрепления наружных стен и кровель, проект реставрации здания-памятника подра­зумевает демонтаж надстроенных этажей и пристроек, которые появились уже после войны. Также планируется восстановить первоначальную планировку квартир и вернуть стенам оригинальные цвета. Для этого архитекторы воссоздали схему покраски квартир по колористическим таблицам Хиннерка Шепера, художника из Баухауса, который отвечал за интерьеры в доме Наркомфина. Бюро «Гинзбург Архитектс» привлекло к работе над реставрацией российских и международных волонтеров; среди них, в частности, американский фотограф Наталья Меликова, которая занимается фотофиксацией всех строительных работ.

В середине апреля Департамент градостроительной политики города Москвы сообщил, что за первый год реставрации строители провели противоаварийные работы, выполнили гидроизоляцию крыши жилого и коммунального корпусов, демонтировали весь самострой, который появился на придомовой территории в 1940–1950-е годы, снесли лишние перегородки и перекрытия, в частности пятый этаж над кровлей коммунального корпуса.

«Жилые ячейки» в интерьере здания должны обрести первоначальную планировку и оригинальные цвета. Фото: Архив дома Наркомфина / Владимир Грюнталь
«Жилые ячейки» в интерьере здания должны обрести первоначальную планировку и оригинальные цвета.
Фото: Архив дома Наркомфина / Владимир Грюнталь

Самым заметным изменением стал демонтаж первого этажа жилого корпуса. По оригинальному проекту архитектора Моисея Гинзбурга тонкие бетонные колонны в три ряда, на которых стоит дом, были открыты. Благодаря этому возникала иллюзия парения в воздухе. Однако после войны пространство между колоннами застроили. Сейчас это место планируется уравнять с грунтом, который за 90 лет поднялся почти на полметра; его расчистят и опустят, благодаря чему корпус здания будет казаться выше. После завершения строительных работ первый этаж благоустроят и превратят в общественное пространство.

Второй этап ремонтно-реставрационных работ, который продлится до конца года, будет включать консервацию оригинальных конструкций, полную замену всех коммуникаций, укрепление несущих стен и восстановление фасадов. После реставрации в жилом корпусе будут квартиры, а на крыше — оборудованы смотровые площадки. Кроме того, Алексей Гинзбург ведет переговоры с инвестором о возможной музеефикации одной из ячеек. «Пока никакой четкой договоренности нет, но мы обсуждаем с руководством „Лиги прав“ возможность открыть там музей дома Наркомфина. На мой взгляд, для этого идеально подходит каморка привратника, расположенная на первом и втором этажах», — рассказал архитектор TANR.

Коммунальному корпусу, где до конца 1930-х годов находилась столовая для жильцов, планируется вернуть историческую функцию — там появится кафе или ресторан. Полностью завершить ремонтно-реставрационные работы, которые оцениваются в 700–800 млн руб., «Лига прав» рассчитывает в 2019 году. После этого 46 квартир в доме будут проданы частным инвесторам. Предварительные продажи были открыты уже в конце апреля.  

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Правило трех “D” — death, divorce, debt (смерть, развод, долги) — хорошо известно и участникам, и аналитикам арт-рынка. Как правило, одно из этих обстоятельств, а иногда и их совокупность заставляют коллекционеров расставаться с шедеврами
21.10.2021
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+