18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Бамбуковый стульчик для вашего ангелочка

№64
Материал из газеты

Фундаментальная работа о Томасе Чиппендейле-младшем воздает должное мастеру, оказавшемуся в исторической тени великого отца

В этом году отмечается 300-летие со дня рождения Томаса Чиппендейла (1718–1779), чья новаторская книга образцов «Руководство для дворянина и краснодеревщика», впервые опубликованная в 1754 году, сделала его самым знаменитым английским производителем мебели. Имя его старшего сына не сохранилось в общественной памяти, однако историки мебели уже давно признали достижения Томаса Чиппендейла-младшего (1749–1823), а также необходимость написать о нем книгу, дополнив замечательный труд Кристофера Гилберта о его отце, вышедший в 1978-м. Эта лакуна заполнена теперь развернутой и глубокой монографией Джудит Гудисон.

В XVIII веке производство роскошной мебели было делом рискованным. Торговавший ею c 1753 года на модной Сент-Мартинс-лейн Томас Чиппендейл в 1766-м был вынужден распродать имущество и четырьмя годами позже был близок к банкротству. В 1776‑м он переехал в Кенсингтон, а сын остался его преемником. Получив в наследство долг в размере £1,6 тыс., он пережил два банкротства  и лишь в 1813-м неохотно покинул Сент-Мартинc-лейн, переведя производство на Джермин-стрит, где и торговал почти до конца своих дней. В итоге его состояние было вдвое больше, чем у отца.

Исследование Джудит Гудисон опирается на два мощных столпа: хронологический список из 41 клиента Чиппендейла-младшего с копиями соответствующих документов и великолепную подборку цветных фото всех моделей его мебели в алфавитном порядке. Каждому из заказов посвящен аналитический очерк — иногда, как в случае с Харвуд-Хаусом и поместьем Стоурхед, очень пространный. «Элегантный и дорогой… невиданное ранее великолепие, которое невозможно описать», — так в 1787 году отзывается о Харвуде американский лоялист Сэмюэл Кервин. «Масса неразумных затрат, прекрасная анфилада комнат, обставленных в кричащем и самом дорогом стиле, какой только можно себе представить», — не соглашается с ним в 1800-м сэр Ричард Колт Хоар, заказчик работ Чиппендейла в Стоурхеде.

К сожалению, некоторые интерьеры сегодня почти забыты. Бесследно исчезла обстановка огромного дома в поместье сэра Джона Хейла близ Кентербери. Растворилась в истории известная теперь лишь по документам мебель, сделанная для его лондонского дома на Албемарль-стрит, и для нескольких особняков, среди которых дома Патрика Хоума на Гоуэр-стрит и Джона Брюса на Колледж-стрит в Вестминстере. Впечатляет разнообразие упомянутых предметов, выполненных мастером на заказ по всевозможным поводам: от «94 табличек из слоновой кости» с надписями для книжных полок до «бамбукового стульчика для вашего ангелочка» — четырехлетнего Роуланда Уина.

В центре внимания исследовательницы — мебель фирмы Чиппендейла. Нет сомнений, что ее дизайном Томас Чиппендейл-младший занимался собственноручно. К примеру, в 1774 году он создал серию из шести неоклассических орнаментальных эскизов (и вероятно, именно его, учитывая возраст Чиппендейла-старшего, упоминает Томас Малтон в своем «Полном трактате о перспективе» 1775 года). Фирма также бралась за оформление апартаментов по эскизам Джорджа Ричардсона, главного рисовальщика архитектора Роберта Адама; и Гудисон прослеживает у Чиппендейла мотивы, почерпнутые из этих источников. Влияние Адама было важным, но, работая для поместья Апплдеркомб, Чиппендейл, как ни странно, изготовил стулья по дизайну архитектора Джеймса Уайетта, влияние которого ощущается и в стульях для зала Чарльза Хоара (1803): их полосатые варианты были созданы Уайеттом десятью годами ранее.

Позолоченные скульптурные столики для Харвуд-Хауса говорят о том, что Чиппендейл был способен на почти барочную парадность, но главными в его моделях были элегантность и мягкость. В Стоурхеде мастер создал новые эскизы в ярко выраженном «археологическом» стиле, начиная с жардиньерок-саркофагов (1802) для картинной комнаты. Эти листы, переданные Ричарду Хоару, сводному брату Колта, стали открытием. К сожалению, альбом, где, по сведениям 1934 года, содержались зарисовки мебели в стиле ампир, пропал. Возможно, в них нашло отражение путешествие автора в Париж в 1802–1803 годах. 

Чиппендейл-младший, выставлявший картины в Королевской академии и владевший большой библиотекой, бесспорно, был образованным человеком с художественными амбициями. В 1826 году Джордж Смит в книге «Обивщик и конструктор мебели Его Величества» назвал его наряду с Томасом Хоупом одним из двух английских «художников, в дизайне мебели превзошедших всех остальных». Книга Гудисон, подкрепленная обширным научным аппаратом, несомненно, послужит основой для будущих исследований. Ее герой Томас Чиппендейл был младшим — но меньшим ли? 

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+