Мадонны из Фландрии

№64, июнь 2018
№64
Материал из газеты

Шедевры фламандских художников XVII века представлены на выставке в салоне «Галерея Михайлов»

Ян Брейгель Младший и Эразм Квеллин. «Цветочный венок с Марией Магдалиной, распятием и черепом». Около 1630. Фото: салон «Галерея Михайлов»
Ян Брейгель Младший и Эразм Квеллин. «Цветочный венок с Марией Магдалиной, распятием и черепом». Около 1630.
Фото: салон «Галерея Михайлов»

Сеть салонов «Галерея Михайлов» известна не только авторскими коллекциями драгоценных изделий, но и широкой поддержкой культурных инициатив. К примеру, салон на Кутузовском проспекте, 2/1, располагает полноценным галерейным пространством, где экспонируются как постоянная коллекция живописи советской эпохи, принадлежащая владельцу сети, коллекционеру Михаилу Сасонко, так и временные тематические выставки. Именно здесь до конца июня проходит уникальная выставка «Шедевры фламандских художников XVII века», на которой представлены работы Яна Брейгеля Младшего и мастеров его круга Андриса Даниельса, Эразма Квеллина, Яна Филипса ван Тилена, а также Корнелиса ван Клеве и Каспара Мембергера Старшего.

XVII век был ознаменован крупными переменами в истории нидерландской живописи: некогда единая художественная традиция разделилась на две школы — голландскую и фламандскую, каждая из которых пошла своим путем. В результате революционной борьбы за независимость северные провинции Нидерландов, называемые Голландией, освободились от власти испанской монархии. В то же время Фландрия, южная часть Нидерландов, осталась под влиянием католической Испании. Фламандские мастера сохранили заказчиков в лице богатой церкви и королевского двора. Художники продолжили писать картины на религиозные и мифологические сюжеты, создавать парадные портреты знати и огромные декоративные натюрморты.

Представленная в «Галерее Михайлов» экспозиция включает в себя образы мадонн и полотна на религиозные сюжеты. Композиции, изображающие фигуры Богоматери и Христа, в большинстве случаев дополнены живописными гирляндами, состоящими из бутонов роз, нежных лилий и соцветий ирисов. Цветы имели глубокое символическое значение, связанное с добродетелями Девы Марии, и намекали на преходящую красоту материального мира. Образы святых в обрамлении цветочных гирлянд были введены в моду фламандским мастером натюрморта Даниелем Сегерсом (1590–1661). Исполнение подобных заказов на «картину в картине» было связано с необходимостью создания выразительных художественных произведений, служащих объектами религиозного поклонения. Такими картинами украшали домашние часовни, надгробия и сакристии церквей.

Одно из главных имен на выставке — Ян Брейгель Младший (1601–1678), представитель прославленной художественной династии. Его натюрморты, пейзажи и многочисленные сюжетные композиции поражают обилием кропотливо прописанных деталей. Высокое качество живописи часто затрудняет атрибуцию полотен художника, стилистически схожих с картинами его отца — Яна Брейгеля Старшего (Бархатного) (1568–1625). Сын нередко помогал ему в работе над прославленными цветочными натюрмортами и впоследствии перенял отцовский стиль.

Среди представленных произведений можно встретить несколько работ, созданных Яном Брейгелем Младшим в соавторстве с другими художниками. Брейгель, как правило, отвечал за написание цветов, в то время как второй мастер занимался сюжетом в медальоне. Примером подобного сотрудничества могут служить картина «Мадонна с Младенцем, Иоанном Крестителем и ангелочком» (около 1640–1650), написанная совместно с Питером ван Авонтом, и «Цветочный венок с Марией Магдалиной, распятием и черепом» (около 1630), созданный при участии Эразма Квеллина.

Выставка сокровищ фламандской живописи из частных коллекций открыта во флагманском салоне «Галерея Михайлов» на Кутузовском проспекте, 2/1, до 30 июня.

Партнерский материал

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
6
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
7
Умер художник Дмитрий Врубель
В Берлине на 63-м году жизни скончался художник Дмитрий Врубель. Он был автором символа конца холодной войны — граффити с поцелуем двух престарелых лидеров, Брежнева и Хонеккера, написанного им на руине Берлинской стены
15.08.2022
Умер художник Дмитрий Врубель
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+