Бэкон и Джакометти впервые выступают дуэтом

№63, май 2018
№63
Материал из газеты

Фонд Бейелера посчитал правильным не разделять двух закадычных друзей

Фрэнсис Бэкон. «Изабель Росторн на улице в Сохо». 1967. Фото: BPK /  Nationalgalerie, Staatliche Museen zu Berlin / JÖRG P. ANDERS
Фрэнсис Бэкон. «Изабель Росторн на улице в Сохо». 1967.
Фото: BPK /  Nationalgalerie, Staatliche Museen zu Berlin / JÖRG P. ANDERS

Для того чтобы привлечь толпы, достаточно было бы и отдельных ретроспектив Фрэнсиса Бэкона (1909–1992) или Альберто Джакометти (1901–1966). Но швейцарский Фонд Бейелера решил нанести двойной удар своим блокбастером этого года, совпадающим по времени с очередной ярмаркой Art Basel. Бэкон и Джакометти впервые встретились в начале 1960-х и подружились на долгие годы. Скорее всего, их свела британская художница Изабель Росторн, которая какое-то время была любовницей Джакометти и позировала обоим. Бэкон использовал ее как модель в живописи, Джакометти — в скульптуре. Тема же двойной выставки возникла в 2015 году на Венецианской биеннале во время разговора Ульфа Кюстера, куратора Фонда Бейелера, с Катрин Гренье, директором Фонда Джакометти в Париже, и близким другом Бэкона на протяжении 30 лет, британским искусствоведом Майклом Пеппяттом. Хотя музей Фонда Бейелера владеет отличными работами Бэкона и Джакометти (основатель фонда Эрнст Бейелер лично был знаком с обоими) и давно выставляет их вместе, все трое задались вопросом, почему до сих пор искусствоведам ни одной художественной институции не пришло в голову сделать такую сравнительную выставку. А между тем параллели в творчестве двух этих художников бросаются в глаза, как только они оказываются рядом. Оба считали себя «реалистами», работая главным образом с человеческой фигурой, замкнутой в пространстве структуры/клетки, двухмерной у Бэкона, трехмерной у Джакометти. Оба интересовались передачей движения в живописи и скульптуре, не говоря уже об их пристальном интересе к теме, к которой они возвращались постоянно, — любви и насилия. 

Альберто Джакометти. «Длинная тонкая голова». 1954. Гипс. Фото: Succession Alberto Giacometti / Prolitteris, Zurich
Альберто Джакометти. «Длинная тонкая голова». 1954. Гипс.
Фото: Succession Alberto Giacometti / Prolitteris, Zurich

В то же время их соседство выявляет и бросающиеся в глаза контрасты. Джакометти одержим серым цветом, Бэкон — эмоционально заряженной цветовой палитрой. Бэкон смывает лицо своей модели, тем самым перенося всю экспрессию на тело, Джакометти сводит физическое присутствие позирующего почти на нет. Психологическая травма, нанесенная Второй мировой войной, тоже вызвала у них разные реакции. «Оба они переступили через традиционные границы эстетического, Бэкон — усилив экспрессию, Джакометти — вступив на путь деструкции», — говорит Кюстер. 

Для выставки кураторы отобрали около 100 работ обоих художников из самого Фонда Бейелера и частных коллекций, а также Чикагского института искусств, Музея современного искусства (МоМА) в Нью-Йорке, Центра Помпиду и Фонда Джакометти в Париже, откуда происходит большая часть скульптур Джакометти, ранее на публике не показывавшихся.  

Фонд Бейелера
Бэкон и Джакометти
До 2 сентября

Самое читаемое:
1
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
Выставка в Центре изобразительных искусств Сейнсбери в английском Норидже посвящена постколониальной интерпретации того, как со временем переосмыслялся образ страны Клеопатры и Тутанхамона
31.10.2022
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
2
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09.11.2022
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
3
Арт-вандализм в эпоху хайпа
Десятки нападений на картины уже совершили экоактивисты, пытаясь привлечь внимание к климатическим изменениям. Они приклеивают себя к рамам и бросают в картины еду. Чем вандализм в 2022 году отличается от «традиционного»?
31.10.2022
Арт-вандализм в эпоху хайпа
4
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
5
Конец Московской биеннале?
IX Московскую международную биеннале современного искусства запретили к показу за три дня до официального открытия. Очевидно, это финал большого проекта
07.11.2022
Конец Московской биеннале?
6
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
7
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+