18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Произведения Огюста Родена воссоединили с их античной натурой

№63
Материал из газеты

Британский музей посвятил выставку влиянию Древней Греции на скульптора, устроив диалог работ мастера с шедеврами Парфенона

Огюста Родена при жизни сравнивали с Микеланджело. И как все подобного рода параллели, они скорее вкусовые, чем основанные на фактах. Впрочем, мэтра с великим флорентинцем сближают и градус экспрессии, и любовь к non finito, когда из каменного блока высвобождается лишь часть формы. Роден и не скрывал, что, оказавшись в Италии в 1876 году, «внезапно влюбился в великого флорентинца» и что его собственные «работы несут на себе отпечаток этой страсти». Тот же «Мыслитель» (1882) напоминает фигуру Лоренцо Медичи в знаменитой капелле Медичи во Флоренции. И по характеру Роден с Микеланджело были схожи — выше всего ставили свободу творчества, из-за чего не раз конфликтовали с заказчиками. Показательна в этом смысле история раннего гипсового бюста Родена «Человек со сломанным носом» (1864), треснувшего в мастерской от мороза, что не помешало 25-летнему скульптору послать его на Салон, посчитав, что теперь он напоминает античную маску. Но жюри сочло его уродливым и отклонило. Роден думал иначе: «Эта маска повлияла на все мои будущие работы. Я всегда помнил ее, что бы ни делал после». Такую же реакцию вызывали и другие его произведения, которые сегодня считаются классикой, как, например, заказанный для Пантеона в Париже Виктор Гюго, которого Роден решил изобразить обнаженным титаном, и уже на этапе эскиза он был забракован властями, как и Бальзак, массивную оплывшую фигуру которого скульптор закутал в халат.

Отметающий все каноны академизма Роден, конечно, был художником романтизма с его «бурей и натиском». Но была у него и другая страсть, не менее важная, хотя о ней вспоминают нечасто, — искусство Древней Греции, влиянию которого на скульптора и посвящена выставка в Британском музее. Приехав в Лондон в первый раз в 1881 году, Роден посетил знаменитый музей, где был потрясен изваяниями Парфенона, ходил туда чуть ли не ежедневно, делая бесчисленные зарисовки. И продолжал делать это каждый раз, оказываясь в Лондоне. А Фидия, без которого не было бы этих шедевров, он считал величайшим скульптором всех времен. 

На выставку из парижского Музея Родена привезли 80 скульптур из разных материалов (глина, мрамор, бронза), в том числе античные артефакты из личной коллекции маэстро. Роден собирал их всю жизнь в своем доме в Медоне, демонстрируя их гостям при ночном освещении, а летом выставляя в саду. В Британском музее работы самого мэтра показаны в диалоге с античными образцами — чтобы наглядно можно было сравнить, чем он вдохновлялся. Так, гипсовый эскиз «Поцелуя» (1882) расположился рядом с мраморными фигурами двух богинь с восточного фронтона Парфенона — и зритель сразу видит совпадение поз и композиции, как и в рельефе с северного фриза с группой юношей, седлающих коней, фигура одного из которых повторяется в «Бронзовом веке» (1876) Родена. А еще одна женская фигура без рук и головы в паре с «Шагающим человеком» мастера отсылают нас к возникшему у него интересу к non finito благодаря не только «Рабам» Микеланджело, но и пострадавшим от времени античным памятникам.  

Британский музей
Роден и искусство Древней Греции
До 29 июля

Самое читаемое:
1
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
Выставка, которую ждали почти пять лет, открылась в Корпусе Бенуа. Существенную часть вещей, пополнивших собрание ГРМ, составляют работы художников, чьих произведений в фондах музея до сих пор не было
10.06.2024
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
2
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
Сложный долгострой Третьяковской галереи наконец открывается. С 23 мая в ГТГ в Кадашах идет фестиваль «Интермузей» и представлены мультимедиапроекты. До первой выставки, посвященной передвижникам, новый корпус Третьяковки можно посещать бесплатно
23.05.2024
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
3
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
Каждый из художников мог стать героем отдельного проекта, но в Третьяковке решили поразить зрителя мощным династическим аккордом. «Эпохалка» приурочена к датам: 175-летию со дня рождения Виктора Васнецова и 100-летию со дня рождения Андрея Васнецова
27.05.2024
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
4
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
Выставка в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, посвященная архитектуре Вечного города в исторической гравюре, стала первым кураторским проектом нового директора музея Елизаветы Лихачевой в этих стенах
11.06.2024
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
5
Подарочный путеводитель по зашифрованному православию
Труд Дмитрия Антонова «Нимб и крест: как читать русские иконы» — иллюстрированная энциклопедия, разбирающая сюжеты отечественной иконописи до последней косточки последнего грешника в адском котле
24.05.2024
Подарочный путеводитель по зашифрованному православию
6
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
Два главных символа Нижнего Новгорода — стрелка Волги и Оки и знаменитая ярмарка — объединились в выставке Нижегородского государственного художественного музея «Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган»
30.05.2024
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
7
Ярмарка искусства 1703 объявила состав участников и программу
Количество участников, широкая география проекта, насыщенная образовательная программа и новый подход к организации выставочного пространства — все это отличает ярмарку искусства 1703 в этом году
27.05.2024
Ярмарка искусства 1703 объявила состав участников и программу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+