Произведения Огюста Родена воссоединили с их античной натурой

№63, май 2018
№63
Материал из газеты

Британский музей посвятил выставку влиянию Древней Греции на скульптора, устроив диалог работ мастера с шедеврами Парфенона

Роден в своей мастерской в парижском пригороде Мёдон. Около 1910 г. Фото: Albert Harlingue/Musée Rodi
Роден в своей мастерской в парижском пригороде Мёдон. Около 1910 г.
Фото: Albert Harlingue/Musée Rodi

Огюста Родена при жизни сравнивали с Микеланджело. И как все подобного рода параллели, они скорее вкусовые, чем основанные на фактах. Впрочем, мэтра с великим флорентинцем сближают и градус экспрессии, и любовь к non finito, когда из каменного блока высвобождается лишь часть формы. Роден и не скрывал, что, оказавшись в Италии в 1876 году, «внезапно влюбился в великого флорентинца» и что его собственные «работы несут на себе отпечаток этой страсти». Тот же «Мыслитель» (1882) напоминает фигуру Лоренцо Медичи в знаменитой капелле Медичи во Флоренции. И по характеру Роден с Микеланджело были схожи — выше всего ставили свободу творчества, из-за чего не раз конфликтовали с заказчиками. Показательна в этом смысле история раннего гипсового бюста Родена «Человек со сломанным носом» (1864), треснувшего в мастерской от мороза, что не помешало 25-летнему скульптору послать его на Салон, посчитав, что теперь он напоминает античную маску. Но жюри сочло его уродливым и отклонило. Роден думал иначе: «Эта маска повлияла на все мои будущие работы. Я всегда помнил ее, что бы ни делал после». Такую же реакцию вызывали и другие его произведения, которые сегодня считаются классикой, как, например, заказанный для Пантеона в Париже Виктор Гюго, которого Роден решил изобразить обнаженным титаном, и уже на этапе эскиза он был забракован властями, как и Бальзак, массивную оплывшую фигуру которого скульптор закутал в халат.

Огюст Роден. «Паллада с Парфеноном» («Миссис Рассел»). 1896. Фото: Musée Rodi
Огюст Роден. «Паллада с Парфеноном» («Миссис Рассел»). 1896.
Фото: Musée Rodi

Отметающий все каноны академизма Роден, конечно, был художником романтизма с его «бурей и натиском». Но была у него и другая страсть, не менее важная, хотя о ней вспоминают нечасто, — искусство Древней Греции, влиянию которого на скульптора и посвящена выставка в Британском музее. Приехав в Лондон в первый раз в 1881 году, Роден посетил знаменитый музей, где был потрясен изваяниями Парфенона, ходил туда чуть ли не ежедневно, делая бесчисленные зарисовки. И продолжал делать это каждый раз, оказываясь в Лондоне. А Фидия, без которого не было бы этих шедевров, он считал величайшим скульптором всех времен. 

На выставку из парижского Музея Родена привезли 80 скульптур из разных материалов (глина, мрамор, бронза), в том числе античные артефакты из личной коллекции маэстро. Роден собирал их всю жизнь в своем доме в Медоне, демонстрируя их гостям при ночном освещении, а летом выставляя в саду. В Британском музее работы самого мэтра показаны в диалоге с античными образцами — чтобы наглядно можно было сравнить, чем он вдохновлялся. Так, гипсовый эскиз «Поцелуя» (1882) расположился рядом с мраморными фигурами двух богинь с восточного фронтона Парфенона — и зритель сразу видит совпадение поз и композиции, как и в рельефе с северного фриза с группой юношей, седлающих коней, фигура одного из которых повторяется в «Бронзовом веке» (1876) Родена. А еще одна женская фигура без рук и головы в паре с «Шагающим человеком» мастера отсылают нас к возникшему у него интересу к non finito благодаря не только «Рабам» Микеланджело, но и пострадавшим от времени античным памятникам.  

Британский музей
Роден и искусство Древней Греции
До 29 июля

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
5
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
6
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Новый аукционный дом, основанный коллекционером Сергеем Подстаницким и правнуком основателя музея Тропинина Степаном Вишневским и занимающийся только графикой, вот-вот проведет свои вторые торги
26.07.2022
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
7
Теплые вещи: чем хорош народный дизайн
Что такое народное творчество сегодня, как проявляются представления о красоте в бытовой жизни, что превращает наивные поделки в настоящие произведения искусства — на эти вопросы пытается ответить проект «Эстетика бриколажа» в Музее ДПИ
01.08.2022
Теплые вещи: чем хорош народный дизайн
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+