Павильон России в Венеции: наш путь свой

Открылась 16-я Архитектурная биеннале в Венеции, ее девиз: Free Space — во многом определил и содержание основного проекта, и выступления стран-участниц

Павильон России на Венецианской биеннале. Фото: предоставлено пресс-службой
Павильон России на Венецианской биеннале.
Фото: предоставлено пресс-службой

Заглавная тема была принята некоторыми странами буквально: павильон Великобритании был пуст, Бельгия и Швейцария обыграли свои экспозиционные пространства без экспонатов. Но Германия, наоборот, показала много качественных реальных проектов, а Франция выступила, как ей и полагается, артистично, изящно соединив ручную работу с современными технологиями — экраны с видеоизображениями были вставлены в деревянные дощечки с выжженными рисунками. В общем, национальный характер — не досужая выдумка, хотя не каждый раз проявляется.

Команда павильона России на Венецианской биеннале. Фото: предоставлено пресс-службой
Команда павильона России на Венецианской биеннале.
Фото: предоставлено пресс-службой

Наш павильон в этом смысле — не исключение. Он наполнен и проектами, и чувствами, но чувствами больше, чем результатами проектирования, поскольку наша сила в переживаниях, в данном случае пространственных. «Станция “Россия”» — так называется выставка — создана Семеном Михайловским, комиссаром павильона России на художественных и архитектурных венецианских биеннале и автором проекта этого года. Он признается, что любит поезда и дороги, поэтому идея у него родилась легко, а финансирование к ней приложилось — деньги на проект дало ОАО «Российские железные дороги» (РЖД), государство в лице Министерства культуры на этот раз воздержалось.

Комиссар павильона России на 16-й Архитектурной биеннале в Венеции Семен Михайловский. Фото: Italo Rondinella
Комиссар павильона России на 16-й Архитектурной биеннале в Венеции Семен Михайловский.
Фото: Italo Rondinella

«Станция “Россия”» исключительно содержательна: здесь рассказана история создания железных дорог в стране, даны фотографии вокзалов разных лет и их планы и модели, показаны новые проекты - высокоскоростная магистраль Москва — Казань от «Метрогипротранса» и вокзал в Сочи от «Студии 44». В разделе «Зал ожидания будущего» показаны варианты обустройства хорошо знакомой жителям и гостям российской столицы площади трех вокзалов, придуманные молодыми архитекторами. При этом центральный зал оформлен еще и лихо написанными фигурами путешествующих, один из которых живо напоминает ректора Московского архитектурного института, почему-то сидящего на вокзале в Казани. И это только познавательно-информационная часть с элементами лирики, а есть еще и чисто задушевная, с горой тертых чемоданов и имитацией ячеек камер хранения, где спрятаны то фонарь обходчика, то силуэтные портреты Ле Корбюзье и Дэвида Боуи, тоже с нашими железными дорогами связанными. И завершает экспозицию фильм «Семь дней за семь минут» Даниила Зинченко, проехавшегося от Москвы до Владивостока для встречи с дедом.

Павильон России на Венецианской биеннале. Фото: предоставлено пресс-службой
Павильон России на Венецианской биеннале.
Фото: предоставлено пресс-службой

То есть никаких поставленных реальных проблем, минимум реальных же достижений, никакого демонстративного неприятия девиза биеннале и никакого ассоциативного его прочтения — ничего, что можно найти в павильонах других стран или в основном проекте биеннале, у нас нет. У нас свой путь, свои рельсы и чувства особые.

Павильон России на Венецианской биеннале. Фото: предоставлено пресс-службой
Павильон России на Венецианской биеннале.
Фото: предоставлено пресс-службой
Самое читаемое:
1
Вандал пририсовал глаза фигурам на картине ученицы Малевича
Полотно Анны Лепорской страховой стоимостью 75 млн руб. подверглось нападению в екатеринбургском Ельцин Центре: неизвестный пририсовал шариковой ручкой глазки на абстрактных лицах двух фигур на картине. Полиция отказалась возбуждать уголовное дело
13.01.2022
Вандал пририсовал глаза фигурам на картине ученицы Малевича
2
Самые ожидаемые выставки 2022 года в России
Дуэли в Кремле, Цой в московском Манеже, Арчимбольдо в ГМИИ им. А. С. Пушкина, а также Куинн, Пистолетто и многие другие хиты, которые из-за пандемии мы ждем вот уже несколько лет
24.12.2021
Самые ожидаемые выставки 2022 года в России
3
Выставки за пределами Москвы, куда стоит отправиться в новогодние праздники
Музеи в Подмосковье и ближайших регионах активно привлекают внимание туристов, готовых на короткие зимние поездки, любопытными выставочными проектами
24.12.2021
Выставки за пределами Москвы, куда стоит отправиться в новогодние праздники
4
Лучшие выставки для новогодних каникул
В какие музеи стоит сходить в Москве и Петербурге в первые недели января: рекомендации по современному искусству, дизайну и старым мастерам
24.12.2021
Лучшие выставки для новогодних каникул
5
Третьяковка отреставрировала самую уравновешенную статую ХХ века
Бронзовая скульптура Иосифа Чайкова «Футболисты», отлитая в 1938 году для выставки в Нью-Йорке и 30 лет простоявшая на улице, после сложной четырехлетней реставрации возвратилась на постоянное место в зал № 15 Новой Третьяковки
10.01.2022
Третьяковка отреставрировала самую уравновешенную статую ХХ века
6
Самые значимые выставки и события 2022 года
Этот год в арт-мире обещает быть насыщенным. Нас ждут выставки-блокбастеры, старые и новые арт-ярмарки. Рассказываем о нескольких самых значимых событиях года
17.01.2022
Самые значимые выставки и события 2022 года
7
Наталья Кочнева: «Ситуация, когда бизнес помогал культуре, только лишь давая деньги, безнадежно устарела»
Начальник управления корпоративной социальной ответственности, старший вице-президент банка ВТБ Наталья Кочнева рассказала нам о современных вариантах взаимодействия бизнеса и культуры
27.12.2021
Наталья Кочнева: «Ситуация, когда бизнес помогал культуре, только лишь давая деньги, безнадежно устарела»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+