Павильон России в Венеции: наш путь свой

Открылась 16-я Архитектурная биеннале в Венеции, ее девиз: Free Space — во многом определил и содержание основного проекта, и выступления стран-участниц

Павильон России на Венецианской биеннале. Фото: предоставлено пресс-службой
Павильон России на Венецианской биеннале.
Фото: предоставлено пресс-службой

Заглавная тема была принята некоторыми странами буквально: павильон Великобритании был пуст, Бельгия и Швейцария обыграли свои экспозиционные пространства без экспонатов. Но Германия, наоборот, показала много качественных реальных проектов, а Франция выступила, как ей и полагается, артистично, изящно соединив ручную работу с современными технологиями — экраны с видеоизображениями были вставлены в деревянные дощечки с выжженными рисунками. В общем, национальный характер — не досужая выдумка, хотя не каждый раз проявляется.

Команда павильона России на Венецианской биеннале. Фото: предоставлено пресс-службой
Команда павильона России на Венецианской биеннале.
Фото: предоставлено пресс-службой

Наш павильон в этом смысле — не исключение. Он наполнен и проектами, и чувствами, но чувствами больше, чем результатами проектирования, поскольку наша сила в переживаниях, в данном случае пространственных. «Станция “Россия”» — так называется выставка — создана Семеном Михайловским, комиссаром павильона России на художественных и архитектурных венецианских биеннале и автором проекта этого года. Он признается, что любит поезда и дороги, поэтому идея у него родилась легко, а финансирование к ней приложилось — деньги на проект дало ОАО «Российские железные дороги» (РЖД), государство в лице Министерства культуры на этот раз воздержалось.

Комиссар павильона России на 16-й Архитектурной биеннале в Венеции Семен Михайловский. Фото: Italo Rondinella
Комиссар павильона России на 16-й Архитектурной биеннале в Венеции Семен Михайловский.
Фото: Italo Rondinella

«Станция “Россия”» исключительно содержательна: здесь рассказана история создания железных дорог в стране, даны фотографии вокзалов разных лет и их планы и модели, показаны новые проекты - высокоскоростная магистраль Москва — Казань от «Метрогипротранса» и вокзал в Сочи от «Студии 44». В разделе «Зал ожидания будущего» показаны варианты обустройства хорошо знакомой жителям и гостям российской столицы площади трех вокзалов, придуманные молодыми архитекторами. При этом центральный зал оформлен еще и лихо написанными фигурами путешествующих, один из которых живо напоминает ректора Московского архитектурного института, почему-то сидящего на вокзале в Казани. И это только познавательно-информационная часть с элементами лирики, а есть еще и чисто задушевная, с горой тертых чемоданов и имитацией ячеек камер хранения, где спрятаны то фонарь обходчика, то силуэтные портреты Ле Корбюзье и Дэвида Боуи, тоже с нашими железными дорогами связанными. И завершает экспозицию фильм «Семь дней за семь минут» Даниила Зинченко, проехавшегося от Москвы до Владивостока для встречи с дедом.

Павильон России на Венецианской биеннале. Фото: предоставлено пресс-службой
Павильон России на Венецианской биеннале.
Фото: предоставлено пресс-службой

То есть никаких поставленных реальных проблем, минимум реальных же достижений, никакого демонстративного неприятия девиза биеннале и никакого ассоциативного его прочтения — ничего, что можно найти в павильонах других стран или в основном проекте биеннале, у нас нет. У нас свой путь, свои рельсы и чувства особые.

Павильон России на Венецианской биеннале. Фото: предоставлено пресс-службой
Павильон России на Венецианской биеннале.
Фото: предоставлено пресс-службой
Самое читаемое:
1
Как у Щукина и Морозова оказались шедевры, выставки которых проходят сейчас в Петербурге и Москве
В Эрмитаже и Пушкинском открылись финальные выставки грандиозного тура, посвященного импрессионистам и постимпрессионистам из дореволюционных коллекций Щукина и Морозова
27.06.2022
Как у Щукина и Морозова оказались шедевры, выставки которых проходят сейчас в Петербурге и Москве
2
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
Отличительная черта нового корпуса Третьяковcкой галереи — окна с произведениями из музейного собрания, напоминающие развеску картин у Павла Третьякова. Мы рассмотрели их подробнее и обнаружили шедевры русской живописи от Боровиковского и Венецианова до Малевича
08.06.2022
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
3
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
Выставку «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма составляют изображения одного и того же человека в разных видах — «селфи», написанные с помощью зеркала, рядом с портретом того же героя кисти другого художника
09.06.2022
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
4
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
Между болью и живописью: внучатая племянница художницы нашла в архивах больницы ее медицинские карты, рассказывающие о будничной жизни Фриды, о ее ежедневных проблемах и людях, которые помогали их преодолевать
15.06.2022
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
5
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
Новое арт-пространство, объединившее усадьбу с флигелем, где в начале ХХ века жила и работала Анна Голубкина, откроется после реконструкции в 2024–2025 годах
21.06.2022
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
6
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
В 350-й день рождения Петра I откроются два грандиозных проекта — в Русском музее, посвященный отражению фигуры царя в искусстве трех столетий, и «30 картин из жизни Петра Великого» в павильонах на Марсовом поле, соединяющий прошлое и настоящее
07.06.2022
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
7
«1703»: в фокусе новые возможности для галерей и частные коллекции
«Вдохновлена городом» — слоган новой петербургской ярмарки современного искусства, которая пройдет с 16 по 19 июня в выставочном зале «Манеж». Ее организаторы и участники — галеристы из двух столиц — рассказывают о том, какой она будет
16.06.2022
«1703»: в фокусе новые возможности для галерей и частные коллекции
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+