18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Советское неофициальное искусство покажет во Флоренции Музей AZ

№63
Материал из газеты

В Фонде Франко Дзеффирелли представят лучшие работы художников 1960–1980-х из собрания Музея Анатолия Зверева и личной коллекции его основательницы Наталии Опалевой

Музей AZ (Музей Анатолия Зверева), открывшийся в Москве три года назад, исследует не только многогранное творчество легендарного шестидесятника, но и эпоху 1960–1980-х, когда сформировался уникальный феномен советского неофициального искусства. Лучшие работы его представителей и самого Анатолия Зверева из собрания Музея AZ и личной коллекции его основателя Наталии Опалевой предстанут в Фонде Франко Дзеффирелли во Флоренции в первом международном выставочном проекте музея. «Новый полет на Солярис» — финал трилогии, вдохновленной и посвященной киношедеврам Андрея Тарковского и работам художников-нонконформистов. Первая выставка, «Предвидение» («Электротеатр „Станиславский“», 2016), проводила параллель между пророческими работами художника Петра Беленка и фильмом «Сталкер». Вторая — «Прорыв в прошлое» (Новое пространство Театра наций, 2017) — соединяла фильм «Андрей Рублев» и живопись Дмитрия Плавинского. 

«Солярис», получивший в 1972 году Гран-при в Каннах, стал ассоциативным толчком к созданию финальной части трилогии — зрелищной мультимедийной выставки-инсталляции. По замыслу ее куратора Полины Лобачевской, в барочных интерьерах палаццо Сан-Фиренце материализуется космическая станция с 20 экранами, часть которых посвящена рабочим моментам со съемок фильма «Солярис». Для жизни людей на другой планете Тарковский и художник-постановщик Михаил Ромадин отобрали шедевры мирового искусства, выразив свои личные пристрастия. В «Новом полете на Солярис» — художники советского андерграунда Петр Беленок, Франциско Инфанте, Анатолий Зверев, Дмитрий Краснопевцев, Лидия Мастеркова, Эрнст Неизвестный, Владимир Немухин, Дмитрий Плавинский, Юло Соостер, Владимир Яковлев и Владимир Янкилевский. 

«У каждого из этих художников был свой собственный космос, и в то же время их всех объединяет нечто общее — свобода самовыражения», — говорит генеральный директор музея Наталия Опалева. Оказавшись в столь необычном, «космическом» измерении, 34 произведения позволят по-новому увидеть наследие этих мастеров, уже вписанных в мировой художественный контекст, но недостаточно изученных. «Художники, которых мы окрестили представителями „советского Ренессанса“, в своих произведениях параллельно Андрею Тарковскому, каждый в своей манере и своим путем, решали вечные метафизические вопросы, — говорит Полина Лобачевская. — И мы верим, что их произведения дополнят такой, казалось бы, простой и чистый выбор Андрея Тарковского и будут достойно представлять ХХ век, нашу страну и планету в большом космическом путешествии на Солярис». 

Фонд Франко Дзеффирелли, Флоренция
Новый полет на Солярис
28 мая – 31 июля

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+