18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Фонд Пьеро Мандзони уничтожил почти 40 сомнительных работ художника

№63
Материал из газеты

TAN разобралась, что за этим стоит: забота о добром имени мастера или корыстный интерес

Фонд Пьеро Мандзони объявил, что еще в декабре 2017 года уничтожил 39 произведений, в основном картин, приписывавшихся этому художнику. Акту разрушения предшествовали долгие тяжбы: признать работу подделкой и дать разрешение на ее уничтожение в Италии может только суд.

Пьеро Мандзони, умерший в 1963 году в возрасте 29 лет, входит в число самых востребованных на рынке итальянских художников послевоенного времени. В числе его работ — серия монохромных картин-«ахромов», созданных путем погружения холста в жидкий каолин. Цены на них доходили на аукционах до $15 млн. Кроме того, художник известен тем, что поместил в консервные банки собственные экскременты и продавал их по цене золота.

В период с 2000 по 2002 год оперный певец Джузеппе Дзеккилло, знавший художника лично, передал ряд произведений из своей коллекции, в том числе ахромов, на экспертизу в Архив Пьеро Мандзони (ныне — Фонд Пьеро Мандзони). Дзеккилло попросил институцию подтвердить подлинность принадлежавших ему работ и включить их в каталог-резоне, подготовкой которого занимался итальянский куратор Джермано Челант. Однако архив объявил подделками 39 произведений из собрания и подал на коллекционера в суд, чтобы получить официальное разрешение на их уничтожение.

Сначала дело слушалось в гражданском суде. В 2006 году судья, опираясь на результаты графологического анализа подписи художника, объявил, что картины фальшивые, и предписал уничтожить их. Против Дзеккилло сразу же возбудили уголовное дело, его обвинили в том, что он заказал изготовление подделок для продажи. Однако уголовному суду доводы графолога и результаты стилистической экспертизы показались неубедительными. В 2009 году судья сняла с коллекционера все обвинения и постановила, что картины следует вернуть владельцу. Возникла чисто итальянская правовая коллизия: решения двух судов противоречили друг другу. Но в Италии системы гражданского и уголовного судопроизводства работают параллельно, и одно постановление не отменяет другое. 

В 2011 году Джузеппе Дзеккилло умер, и спорные произведения перешли к его сыну Грациано. По-видимому, фонду удалось с ним договориться. (Сам фонд отказался от комментариев на данную тему, а Грациано Дзеккилло написал в электронном письме, что не может обсуждать этот вопрос.) Дзеккилло-младший и Фонд Пьеро Мандзони подали в гражданский суд совместное ходатайство о приведении в исполнение решения 2006 года. Просьба была удовлетворена, и фонд смог уничтожить спорные работы.

Однако с владельцами предполагаемых подделок эта организация судится нередко — на ее счету уже 17 выигранных процессов. Во время слушаний очередного уголовного дела адвокат обвиняемого Лионел Черези заявил, что сотрудники фонда могут быть лично заинтересованы в уничтожении работ художника — поддельных или нет, — чтобы вздуть цены на его произведения из собственных коллекций. С целью подтвердить свои предположения адвокат спросил директора фонда Розалию Паскуалино ди Маринео, кто теперь отвечает за экспертизу, ведь Джермано Челант уже не сотрудничает с институцией. Ди Маринео ответила, что с 2004 года атрибуцию производит она сама вместе с братом и сестрой покойного художника — Эленой и Джузеппе Мандзони ди Кьоска, президента и вице-президента фонда соответственно. По мнению Черези, теперь атрибуцией занимаются люди, «непосредственно заинтересованные» в ее результатах, поскольку они сами являются владельцами произведений Пьеро Мандзони. Он уверен, что фонд «объявляет подделкой любые работы по своему усмотрению, ради собственных целей переписывая целые эпизоды из жизни художника».

На вопрос о том, сколько произведений Пьеро Мандзони находится в собственности фонда, ди Маринео ответила: «Семье принадлежит не очень много работ, и она намерена продавать их как можно меньше». При этом в 2017 году организация начала сотрудничество с одним из крупнейших в мире арт-дилеров — международной галереей Hauser & Wirth. Однако, по словам ди Маринео, цель альянса — не продажа работ, а «распространение информации о художнике». Намерения, безусловно, благие. Остается вопрос: приемлемо ли, когда суды приговаривают произведения искусства к смертной казни? 

Самое читаемое:
1
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
Выставка, которую ждали почти пять лет, открылась в Корпусе Бенуа. Существенную часть вещей, пополнивших собрание ГРМ, составляют работы художников, чьих произведений в фондах музея до сих пор не было
10.06.2024
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
2
Образы дореволюционной дольче вита проявили в Музее русского импрессионизма
Выставка «Журнал красивой жизни» посвящена «России, которую мы потеряли», только вместо хруста французской булки — Бакст, Коровин и Фешин
20.06.2024
Образы дореволюционной дольче вита проявили в Музее русского импрессионизма
3
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
Выставка в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, посвященная архитектуре Вечного города в исторической гравюре, стала первым кураторским проектом нового директора музея Елизаветы Лихачевой в этих стенах
11.06.2024
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
4
Надежда Плунгян: «Наши москвички — женщины отважные, и одновременно у них очень тяжелый личный опыт»
В Музее Москвы идет выставка «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х». Мы поговорили с ее сокуратором Надеждой Плунгян о создании этого и других проектов, написании книг, а также об особенностях восприятия гендера в России сегодня
17.06.2024
Надежда Плунгян: «Наши москвички — женщины отважные, и одновременно у них очень тяжелый личный опыт»
5
Куратор Марина Лошак открывает выставку о любви Иосифа Бродского к Китаю
Экспозиция в музее «Полторы комнаты» из подлинных восточных предметов выстроена вокруг стихотворения «Письма династии Минь» и семейных воспоминаний Бродских
19.06.2024
Куратор Марина Лошак открывает выставку о любви Иосифа Бродского к Китаю
6
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
Два главных символа Нижнего Новгорода — стрелка Волги и Оки и знаменитая ярмарка — объединились в выставке Нижегородского государственного художественного музея «Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган»
30.05.2024
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
7
Картины-фьючерсы, золотое метахранилище и заведомые шедевры: что интересного на ярмарке 1703
Третья ярмарка искусства 1703 открылась в Санкт-Петербурге. Более 40 галерей представляют разные направления современного искусства и векторы коллекционирования — от академической живописи до фиджитал-арта и дизайна
06.06.2024
Картины-фьючерсы, золотое метахранилище и заведомые шедевры: что интересного на ярмарке 1703
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+