18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Архитекторы со всего мира покажут в Венеции, каким может быть свободное пространство

№63
Материал из газеты

В российском павильоне под названием «Станция „Россия“» основной темой выставки станет железная дорога: вокзалы и бескрайние просторы

Архитектурная биеннале в Венеции проходит в этом году под девизом Freespace — «Свободное пространство». При этом ее кураторы Ивонн Фаррелл и Шелли Макнамара надеются, что участники по-разному переведут это слово, придадут ему новые смыслы, а значит, показанные работы окажутся весьма разнообразными. «Желание создать свободное пространство может стать специфической индивидуальной характеристикой каждого проекта», — поддерживает кураторов президент биеннале Паоло Баратта. В ней примет участие 64 страны, 6 из них впервые, в том числе Ватикан, пригласивший 10 архитекторов для создания на острове Сан-Джорджо-Маджоре проектов часовен. 

Основной темой выставки в российском павильоне под названием «Станция „Россия“» станет железная дорога. Поэтому один из пяти разделов отдадут проектам вокзалов, созданным в «Студии 44» Никиты Явейна и бюро Николая Шумакова, главного архитектора «Метрогипротранса». Остальные, судя по словам нашего комиссара Семена Михайловского, представят лирические образы бескрайних просторов, где вокзал — земля обетованная. 

Что касается основного проекта в Арсенале и бывшем павильоне Италии в садах Джардини, то он объединит 71 участника. Среди них архитектурные бюро таких знаменитостей, как Алвару Сиза, Петер Цумтор, Дэвид Чипперфилд, Тойо Ито и Алехандро Аравена. Рядом с корифеями выступят их коллеги из Бангладеш, Непала и Вьетнама. Демократичность — одна из объявленных ценностей Freespace. Впрочем, подавляющее большинство участников выставки — европейские мастерские. Российских среди них нет, в отличие от прошлой биеннале, когда в основной проект пригласили Александра Бродского и Бориса Бернаскони.

Представляя концепцию своей выставки, кураторы сказали немало красивых слов о свободном пространстве, его гуманности, неограниченных возможностях использования, о свете и тени, но представить, какой в результате получится выставка, трудно. Экспозиционной работой они не занимались, а в архитектуре предпочитают стиль брутальный, без спецэффектов. 

Основной проект поддержат две сопутствующие экспозиции. В «Приближении: встрече с выдающимися проектами» группа ирландских архитекторов выскажется об архитектуре прошлого. «Практика преподавания» расскажет об обучающей деятельности практикующих архитекторов — родная тема для Фаррелл и Макнамара. Кураторы 16-й Архитектурной биеннале в Венеции — соосновательницы ирландского бюро Grafton Architects, которое специализируется на общественных, в первую очередь учебных, зданиях. За проекты корпуса миланского Университета Боккони и университета в Лиме Фаррелл и Макнамара получили престижные премии. Кроме того, они более 30 лет преподают, в том числе в Гарвардском и Йельском университетах. А из без малого 260 тыс. посетителей (рекорд посещаемости) прошлой биеннале почти половину составили молодые люди. Неудивительно, что для студенческих и других образовательных групп и на этот раз предусмотрена специальная программа, выставки и дискуссии. 

16-я Архитектурная биеннале
26 мая – 25 ноября

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+