18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Архитекторы со всего мира покажут в Венеции, каким может быть свободное пространство

№63
Материал из газеты

В российском павильоне под названием «Станция „Россия“» основной темой выставки станет железная дорога: вокзалы и бескрайние просторы

Архитектурная биеннале в Венеции проходит в этом году под девизом Freespace — «Свободное пространство». При этом ее кураторы Ивонн Фаррелл и Шелли Макнамара надеются, что участники по-разному переведут это слово, придадут ему новые смыслы, а значит, показанные работы окажутся весьма разнообразными. «Желание создать свободное пространство может стать специфической индивидуальной характеристикой каждого проекта», — поддерживает кураторов президент биеннале Паоло Баратта. В ней примет участие 64 страны, 6 из них впервые, в том числе Ватикан, пригласивший 10 архитекторов для создания на острове Сан-Джорджо-Маджоре проектов часовен. 

Основной темой выставки в российском павильоне под названием «Станция „Россия“» станет железная дорога. Поэтому один из пяти разделов отдадут проектам вокзалов, созданным в «Студии 44» Никиты Явейна и бюро Николая Шумакова, главного архитектора «Метрогипротранса». Остальные, судя по словам нашего комиссара Семена Михайловского, представят лирические образы бескрайних просторов, где вокзал — земля обетованная. 

Что касается основного проекта в Арсенале и бывшем павильоне Италии в садах Джардини, то он объединит 71 участника. Среди них архитектурные бюро таких знаменитостей, как Алвару Сиза, Петер Цумтор, Дэвид Чипперфилд, Тойо Ито и Алехандро Аравена. Рядом с корифеями выступят их коллеги из Бангладеш, Непала и Вьетнама. Демократичность — одна из объявленных ценностей Freespace. Впрочем, подавляющее большинство участников выставки — европейские мастерские. Российских среди них нет, в отличие от прошлой биеннале, когда в основной проект пригласили Александра Бродского и Бориса Бернаскони.

Представляя концепцию своей выставки, кураторы сказали немало красивых слов о свободном пространстве, его гуманности, неограниченных возможностях использования, о свете и тени, но представить, какой в результате получится выставка, трудно. Экспозиционной работой они не занимались, а в архитектуре предпочитают стиль брутальный, без спецэффектов. 

Основной проект поддержат две сопутствующие экспозиции. В «Приближении: встрече с выдающимися проектами» группа ирландских архитекторов выскажется об архитектуре прошлого. «Практика преподавания» расскажет об обучающей деятельности практикующих архитекторов — родная тема для Фаррелл и Макнамара. Кураторы 16-й Архитектурной биеннале в Венеции — соосновательницы ирландского бюро Grafton Architects, которое специализируется на общественных, в первую очередь учебных, зданиях. За проекты корпуса миланского Университета Боккони и университета в Лиме Фаррелл и Макнамара получили престижные премии. Кроме того, они более 30 лет преподают, в том числе в Гарвардском и Йельском университетах. А из без малого 260 тыс. посетителей (рекорд посещаемости) прошлой биеннале почти половину составили молодые люди. Неудивительно, что для студенческих и других образовательных групп и на этот раз предусмотрена специальная программа, выставки и дискуссии. 

16-я Архитектурная биеннале
26 мая – 25 ноября

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+