18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Позвать варягов

№63
Материал из газеты

Директор Музея современного искусства «Гараж» Антон Белов рассказывает о пользе работы в России иностранных кураторов и архитекторов

Желание быть открытым миру в целом — и другому в особенности — часто ставится под сомнение теми, кто придерживается охранительных убеждений. Однако при детальном анализе этого сомнения (и полученного позитивного опыта) выясняется, что открытые системы, в первую очередь культурные институции, в перспективе становятся более успешными и в итоге более привлекательными для тех, кто пользуется результатами их деятельности.

История «призыва варягов» на нашу художественную ниву не так велика. Как правило, приглашенные кураторы делают в России самостоятельный проект. В 1995 году Дэн Камерон открыл в галерее «Риджина» выставку «О красоте», а вся история Московской биеннале современного искусства — это череда звездных имен, от Ханса Ульриха Обриста до Жан-Юбера Мартена.

Однако ни один наш государственный музей не может похвастать, что в его администрации есть западные сотрудники. Причин этому множество: и отсутствие необходимых средств, и небольшое количество организаций, которые могли бы стать достойной строчкой в резюме, и пресловутый языковой барьер. Так что пока в этой области лидируют частные институции.
Первые годы музея «Гараж» для многих покрыты тайной: тогда всей небольшой московской командой управлял многочисленный штат лондонского офиса, который возглавляла Молли Дент-Броклхерст. Крен был так велик, что в какой-то момент стало понятно, что «Гаражу» нужна новая система управления, имеющая тесные связи с российским художественным сообществом, но от помощи зарубежных профессионалов мы решили не отказываться. Так в нашем музее появились главный куратор Кейт Фаул, куратор Снежана Крыстева и старший редактор Рут Эддисон. И конечно же, нельзя не упомянуть архитекторов Шигеру Бана и Рема Колхаса, создавших для музея выставочные пространства.

Современная история фонда V-A-C начинается с легенды о том, как итальянка Тереза Мавика провела в 2009 году для Леонида Михельсона, основателя фонда, экскурсию по павильону России на Венецианской биеннале. Синьоре Мавике удалось настолько увлечь русского миллиардера актуальным искусством, что он пересмотрел свои взгляды на современность, став уделять внимание самым передовым художественным направлениям. Тереза Мавика возглавила фонд (что повлекло за собой его широкое присутствие на мировой сцене — логотип V-A-C можно найти в каталогах выставок от Венеции до Нью-Йорка) и теперь приглашает на работу global Italians — арт-директором фонда является Франческо Манакорда, ранее работавший в Тейт в Ливерпуле, а реконструкцией ГЭС-2 занимается архитектор Ренцо Пьяно.

К слову, в Италии по предложению министра культуры Дарио Франческини в 2015 году была изменена система управления региональными музеями и объявлен открытый конкурс на замещение вакантных должностей. Так новыми руководителями стали не только итальянцы, но и австрийцы, британцы, немцы, французы. Прошлый, 2017 год Италия закрыла с небывалыми показателями посещаемости музеев: в них побывало более 50 млн человек. Для меня же одним из главных результатов этой реформы стало то, что музейная развеска, не менявшаяся годами, перестала восприниматься как незыблемая данность, а выставочная политика стала куда смелее. 

Конечно, я не призываю к столь радикальному преобразованию кадровой системы российских музеев, но брать на должности кураторов, технических специалистов — вообще людей с иным опытом взаимодействия с искусством — было бы полезно. Подобная открытость позволяет получить в концентрированном виде тот опыт, который другие страны накапливали десятилетиями. 

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+