18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

В Москве наконец отреставрируют Северный речной вокзал

№63
Материал из газеты

Единая концепция включает обновление причальной территории, благоустройство прилегающего парка и реставрацию самого здания — памятника культурного наследия. Именно постройка в стиле сталинский ампир станет ключевой в обновленном ансамбле

Порт пяти морей

Северный речной вокзал, один из двух столичных портов, был построен одновременно с каналом имени Москвы (Москва — Волга), амбициозным проектом 1930-х годов. В отличие от Южного вокзала, Северный стал фактически речными воротами столицы: именно отсюда суда могли через Волгу и Дон добраться до Белого, Балтийского, Черного, Азовского и Каспийского морей. Строили вокзал почти пять лет по проекту Алексея Рухлядева и Владимира Кринского.

«Уникальность здания прежде всего в том, что это наглядная иллюстрация так называемого освоения классического наследия, или соцреализма в архитектуре, — рассказывает архитектор, специалист по советской архитектуре 1930–1950-х годов Борис Кондаков. — Сооружение сдавалось летом 1937-го, в это же время проходил Первый съезд советских архитекторов, на котором было объявлено о полной победе над формализмом. Тем не менее здание несет в себе черты архитектуры авангарда, и прежде всего рационализма». 

Вокзал напоминает огромный пароход: три яруса открытых веранд символизируют палубы, центральная башня с высоким шпилем — трубу. Фасады, смотрящие на набережную и парк, решены по-разному: к реке ведет широкая гранитная лестница, в парк смотрит центральный трехарочный вход. «Вокзал встроен в рельеф и стягивает на себя пространство, — продолжает Кондаков. — Это в полной мере можно почувствовать, если попасть внутрь, пройдя череду анфилад. Объем прозрачен, у него нет ни одного сплошного фасада, все здание опоясано галереями».

В ту пору Северный речной вокзал стал одним из символов новой Москвы. «Канал можно ставить в один ряд с ансамблем московского метро первых двух очередей, оба строились во вторую пятилетку, — отмечает Кондаков. — В этих транспортных ансамблях очень хорошо отразился дух времени: поэтика транспорта, текучие линии ар-деко, применение дорогих материалов для создания ощущения роскоши. Как и в метро, по мере строительства канала возрастала степень декоративизма. Северный речной вокзал — это своеобразная станция „Маяковская“. Несмотря на плачевное состояние, здание сохранило высокую степень аутентичности, большинство элементов удалось сохранить».

В 1990–2000-е снижение объема пассажироперевозок привело к передаче здания в аренду коммерческим фирмам и началу запустения, хотя статус памятника архитектуры ему был присвоен еще в 1987 году. В 2010-м здание закрыли по причине аварийного состояния. Отваливающиеся куски фасада, ободранные колонны, протекающая крыша, деревья и кусты на балконах — только малая, видимая часть разрушений. В 2016-м вокзал наконец был передан из федеральной собственности на баланс столицы, и появилась надежда на реставрацию.

По прежнему образцу

Сейчас здание передано в ведение ГУП «Мосгортранс» для реставрации и восстановления его основной функции — обслуживания пассажиров речного транспорта. Как рассказал представитель филиала ГУП «Мосгортранс» Сергей Галкин, вокзал подготовлен к проведению работ: он закрыт и охраняется, в помещении наведен порядок, работает отопление. «За 80 лет использования ремонта в здании не проводилось. Длительный срок эксплуатации и факторы природного характера привели к тому, что отдельные элементы находятся в аварийном состоянии. Инженерные сети требуют полной замены, — поясняет Галкин. — Все это будет выполнено в процессе реставрации. Научно-проектная документация сейчас готовится к прохождению государственной экспертизы». В прошлом году Департамент культурного наследия города Москвы утвердил охранное обязательство, которое отразилось и на проекте реставрации. По словам руководителя департамента Алексея Емельянова, Мосгорнаследие этот проект согласовало. Планируется, что реставрация начнется уже в этом году. На первом ее этапе будут преобладать именно противоаварийные работы. 

Изначально здание имело несколько особенных элементов, которые теперь решено восстановить. Шпиль был снабжен телескопическим механизмом, который поднимал и опускал звезду, венчающую строение. Выполненная из стали и позолоченной меди и украшенная самоцветами, она была снята со Спасской башни в 1937 году, когда ее заменили на рубиновую. Сейчас многие камни утеряны, механизм не работает. Часы на башне тоже непростые, их доставили с колокольни Воскресенского собора Волоколамска, закрытого в начале 1930-х (куранты датируют XVIII веком). 

Еще упомянем майоликовые тондо на фасадах, созданные Натальей Данько. Выполненные вручную полутораметровые панно отражали главные достижения эпохи: строительство Дворца Советов и московского метро, освоение Северного полюса и сооружение гидроэлектростанций, появление новых моделей паровозов и дирижаблей. Майолики частично повреждены. «Основная задача реставрации — максимально сохранить и оставить на местах то подлинное, что есть: настенные росписи, светильники, архитектурный декор, — говорит Сергей Галкин. — Утраченные элементы будут   изготовлены заново из тех же материалов (допустим, из природного камня, привезенного из тех же мест, что и в 1930-е). Более поздние элементы будут заменены аналогами первоначальных. Сохранились документы, чертежи, рисунки, фотографии 1930-х годов, по которым можно полностью воссоздать первоначальный облик здания». 

Естественный навигационный период на Москва-реке традиционно длится с конца апреля до начала ноября, и зимой вокзал работал ограниченно. Теперь он будет открыт круглый год как туристический и культурный объект; его включат в структуру городских экскурсионных маршрутов. Проект предусматривает размещение экспозиции об истории создания канала имени Москвы и Северного речного вокзала. 

Сейчас разрабатывается единая концепция благоустройства и развития причальной территории, привокзальной площади, парка. Пока причальная территория принадлежит каналу имени Москвы, парк — музейно-парковому комплексу «Северное Тушино». Единая концепция поможет привести все к общему образу и стилистике. Главным же объектом останется здание вокзала. Реставрацию начнут уже во втором квартале этого года, окончание работ запланировано на 2020 год.  

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+