18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Выставки мая в галереях Москвы

№62
Материал из газеты

Никита Алексеев в Iragui, МишMаш в «Перелетном кабаке», Кочевник и Дубосарский в «Галерее 21», выставка о метро в «Открытом клубе» и многое другое

Никита Алексеев в Iragui

Для концептуалиста Никиты Алексеева рисование сродни медитации: он методично ставит на бумагу или холст точку за точкой, параллельно сочиняя посты для Facebook, больше похожие на буддистские притчи. От зрителя эти работы требуют такой же неспешности взгляда и медитативной отрешенности. Художник не то чтобы критикует действительность — скорее, он от нее обреченно отворачивается. Никита Алексеев давно интересуется орнитологией, его завораживают иллюстрации в атласе «Птицы Америки» Одюбона и поэма суфия Аттара «Беседа птиц». В новом проекте Welcome to Paradise. Under the Golden Skies, который покажут в галерее Iragui с 24 мая по 15 июля, птицы предстают посланцами иного, лучшего мира. «Мы живем в поразительно поганое время — на моей памяти, пожалуй, самое поганое со времен Карибского кризиса, — уверен Алексеев. — Теперь только и остается, что в рай стремиться, под золотые небеса!» Пернатые изображены на фоне из золотых точек — явная отсылка к византийским мозаикам и русской иконописи, где золото всегда было символом Царства Небесного. Помимо 16 графических «портретов» птиц, в серию входит и живопись — полуабстрактные живописные пейзажи с золотым небом, обитателями которого, по мысли автора, и являются птицы. Эфирным созданиям все равно, над чем летать: над условными холмами, полем или морем. Лишь бы подальше от унылой действительности.

Лоцманов в «25 кадре»

Молодой художник Сергей Лоцманов известен своим пристрастием к ярким, чуть ли не кричащим цветам и геометрической абстракции. Даже берясь за городские пейзажи, он трактует их настолько обобщенно, что получается нечто почти беспредметное. Выставка «Семантика цвета» (16 мая — 5 июня) в галерее «25 кадр», недавно перебравшейся на новую площадку в Замоскворечье, на фоне былых живописных экзерсисов художника смотрится неожиданно. Если вкратце, цвета стало меньше, семантики — больше. Тончайшая монохромная графика на больших листах цветной бумаги представляет собой размышление о язвах общества на языке легко дешифруемых символов. Монитор за замочной скважиной — о следящем за нами через Всемирную паутину Большом Брате, кирпич в луже крови — о локальных конфликтах, которые легче начать, чем закончить. Все крайне доходчиво, без двусмысленности, поэтому листы Лоцманова интереснее разглядывать, чем разгадывать. Четкостью и выверенностью линий рисунки подчас напоминают архитектурные чертежи, но строгость структуры вступает в противоречие с несерьезной яркостью фона. Филигранная техника странно не соответствует плакатному содержанию. В этом мире, созданном уверенными движениями рапидографа, царит обманчивое равновесие — покой, но без света.

Выставка о метро в «Открытом клубе»

Московское метро для офисных тружеников — источник стресса, а для художников — вдохновения. Подземный мир для них — отчасти мистическое пространство, где над головой порхают самолеты Дейнеки, а эскалаторы доставляют обывателей прямиком в преисподнюю. Архитектура и убранство старых станций метро с их избыточной роскошью — своего рода тотальная инсталляция в стиле соцреализма, зримое воплощение советской утопии. Деятелей актуального искусства привлекает контраст между этой утопией и реальной жизнью в лице спешащих обезумевших толп и городских маргиналов-одиночек, сделавших вагоны и станции своим вторым домом. Выставка «Московское метро. Взгляд из XXI века» в галерее «Открытый клуб» (18–29 мая) соединяет несоединимое — наивный оптимизм создателей метрополитена и критическую рефлексию их потомков. Пытаясь как можно лучше раскрыть запутанную, словно схема московской подземки, тему, кураторы составили представительную, пусть и довольно пеструю, подборку работ художников разных поколений. В проекте участвует около 50 авторов, в том числе Наталья Нестерова, Игорь Шелковский, Александр Юликов, Клара Голицына, Константин Батынков, Михаил Молочников, Владимир Наседкин, Егор Плотников, Павел Отдельнов. Будем надеяться, что принцип «в тесноте, да не в обиде», которым утешают себя пассажиры метро в час пик, сработает и здесь.

МишМаш в «Перелетном кабаке»

Бар «Перелетный кабак» коллекционера и арт-дилера Максима Боксера — самая засекреченная точка на культурной карте Москвы. Питейное заведение с названием, позаимствованным у британского классика Г.К.Честертона, скрывает в своих недрах два выставочных зала и микромагазин высокоинтеллектуальной литературы. Выставки, концерты и презентации книг здесь проходят чуть ли не каждую неделю — но узнать о них можно исключительно из Facebook. Все самое интересное происходит в обшарпанной подвальной комнате, освещенной голыми лампочками Ильича. Мало похожая на галерейный белый куб, она оказалась идеальным обрамлением для проекта группы МишМаш «Слухи о хидеоизме» (15 мая — 12 июня). Сами художники Мария Сумнина и Михаил Лейкин, давно работающие с эстетикой безобразного, объясняют придуманный ими термин так: «Хидеоизм находит наслаждение, восторг и красоту в случайном, нелепом и отвратительном». Новая выставка посвящена приключениям постоянного персонажа дуэта — антисупергероя Superjew. В отличие от вечно спешащих на помощь супергероев, он проводит время в полном бездействии, иногда давая посетителям вернисажей советы за умеренную плату. Фотоснимки героя в облегающем костюме цвета электрик на фоне нарочито унылых пейзажей дополнены скотчем, ватой и другими «низменными» материалами. Слои липкой ленты накладываются друг на друга, словно полупрозрачные мазки краски, придавая «прекрасно-ужасным» ассамбляжам хрупкую, преходящую прелесть, ведь скотч, как известно, имеет свойство со временем отваливаться от любой поверхности.

Кочевник и Дубосарский в «Галерее 21»

С Алес Кочевник я познакомилась несколько лет назад во время ее несанкционированного перформанса на Красной площади. Представ перед изумленной гуляющей публикой в образе больного, к чьим рукам подсоединены капельницы, молодая художница протестовала против планов закрыть единственный в городе центр лечения рассеянного склероза. (Полиция появилась на месте действия минуты через две после начала акции, нескольких ее участников эффектно задержали, но быстро отпустили. Центр в итоге закрыли все равно.) 

Совместный проект Алес Кочевник и Владимира Дубосарского «Сохранить как изображение» обошелся без риска и адреналина, но при этом демонстрирует явное повышение градуса отчаяния. Убедиться в этом можно в «Галерее 21» на Винзаводе до 1 июня. Новые живописные полотна Дубосарского — идиллические сцены с детьми, поедающими арбузы, — его напарница безжалостно режет и кроит из них рюкзаки. Сам Дубосарский, что характерно, только радуется. «Если уезжаешь из страны, работы легко собрать и взять с собой. Это решает вопрос таможни: берешь произведение искусства и вывозишь его как рюкзак, без всяких деклараций», — со знанием дела объясняет художник, давно выбравший своим постоянным местом жительства Эстонию. С персонажами собственных картин Кочевник обращается не менее сурово: у парадных портретов  в стиле старых мастеров вырезаны лица, а отверстия затянуты пластиковыми пакетами. Метафора главной болезни века — потери лица — понятна без слов.

Шутов в «Розе Азора»

На тему космоса, звезд и летательных аппаратов Сергей Шутов, как мне казалось, сказал в своем творчестве уже все, что только возможно. Чистосердечно признаю: казалось мне неправильно. Феномен темной материи еще ждал своего часа — и дождался! Проект, посвященный загадочному явлению, покажут в галерее «Роза Азора» с 23 мая по 7 июня. Художника завораживает магия цифр: доля невидимого вещества, знакомого ученым лишь теоретически, в общем составе Вселенной — 24%, доля еще более таинственной темной энергии — больше 70%. «Наша задача — овладеть возможностями темной материи с помощью темной энергии искусства», — провозглашает Шутов. Главный русский космист наших дней бросает серьезный вызов воображению зрителя, предъявляя ему бодро написанные схемы созвездий с золотыми кружочками светил и предлагая прозревать за ними неведомые бездны. Что ж, во всяком случае даже беглый взгляд на работы из новой серии убеждает: с энергией, темной или нет, у Шутова все в порядке. А значит, продолжение космической саги не за горами! 

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+