18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Пушкинский музей показывает livre d’artiste скульпторов — от Родена до Христо

«Книги художника» 15 знаменитых авторов XX–XXI веков представлены в сопровождении их же работ

Александр Колдер. «Шляпы долой». Макет. 1969. Фото: ГМИИ им.А.С.Пушкина
Выставка «Скульпторы и livre d’artiste». Фото: ГМИИ им.А.С.Пушкина
Арнальдо Помодоро. Иллюстрация к изданию Миклоша Варги «Песня об Урбино». Цветной офорт. 1985. Фото: ГМИИ им.А.С.Пушкина
Анри Лоранс. Иллюстрация к изданию Лукиана Самосатского «Диалоги». Цветная ксилография. 1951. Фото: ГМИИ им.А.С.Пушкина
Александр Колдер. Иллюстрация к изданию Эрскина Колдуэлла «Похождения Алана Кента». Цветной офорт. 1976. Фото: ГМИИ им.А.С.Пушкина
Александр Колдер. «Шляпы долой». Макет. 1969.
Фото: ГМИИ им.А.С.Пушкина
Выставка «Скульпторы и livre d’artiste».
Фото: ГМИИ им.А.С.Пушкина
Арнальдо Помодоро. Иллюстрация к изданию Миклоша Варги «Песня об Урбино». Цветной офорт. 1985.
Фото: ГМИИ им.А.С.Пушкина
Анри Лоранс. Иллюстрация к изданию Лукиана Самосатского «Диалоги». Цветная ксилография. 1951.
Фото: ГМИИ им.А.С.Пушкина
Александр Колдер. Иллюстрация к изданию Эрскина Колдуэлла «Похождения Алана Кента». Цветной офорт. 1976.
Фото: ГМИИ им.А.С.Пушкина

Выставка «Скульпторы и livre d’artiste» в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина полностью посвящена феномену livre d’artiste — «книги художника», в которой текст и иллюстрация, обычно представляющая собой оригинальную печатную графику, становятся полноправными составляющими цельного произведения. Книги из своих собраний на выставку предоставили коллекционеры Георгий Генс и Борис Фридман — он также выступил в качестве куратора. 

«Мы хотим показать, что этот жанр культивируется в любой сфере искусства: livre d’artiste создавали и художники, и архитекторы (прекрасные издания есть у Ле Корбюзье), и скульпторы, — рассказал Фридман TANR. — Мы решили отобрать именно скульпторов, которых объединяет интерес к этому виду искусства».

Временной охват у выставки широкий — с начала XX века, когда жанр только зарождался, до 1970-х, незадолго до упадка livre d’artiste. В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков представлены книги Армана, Жана Арпа, Мишеля Гино, Альберто Джакометти, Александра Колдера, Анри Лоранса, Аристида Майоля, Марино Марини, Генри Мура, Миммо Паладино, Арнальдо Помодоро, Огюста Родена, Эдуардо Чильиды, Христо и Осипа Цадкина в сопровождении их скульптурных работ, в основном мелкой пластики, — зрителям предлагается самим найти сходства и различия в подходе авторов к разным видам искусства.

Открывает московскую выставку произведение, созданное при участии одного из родоначальников жанра — маршана и издателя Амбруаза Воллара. Именно он по предложению Октава Мирбо заказал иллюстрации к его роману «Сад пыток» Огюсту Родену, для которого они стали первой и единственной книгой художника. Издание с литографиями по его чувственным акварельным рисункам первым встречает зрителя. С Роденом соседствует его современник Аристид Майоль — и его вариант «Науки любви» Овидия. Соседний зал отведен Анри Лорансу и Осипу Цадкину, у которого в экспозиции сразу три издания, в том числе с офортами, созданными в пару к знаменитым «Калиграммам» Гийома Аполлинера. Генри Мур представлен двумя произведениями, одно из которых — «Череп слона» — появилось благодаря подаренному скульптору черепу животного, форма и строение которого вдохновили его на серию гравюр. В этом же зале можно увидеть посвящение любимому городу Альберто Джакометти: сцены парижской жизни и близкие скульптора запечатлены в гравюрах книги «Париж без конца». Особое внимание уделено испанскому скульптору Эдуардо Чильиде, плохо знакомому российскому зрителю: его графику прежде не показывали в России. Впервые посетители увидят и скульптуру Мишеля Гино, разделяющего с Чильидой одно пространство. Специальный раздел выставки посвящен жизнерадостным цветным иллюстрациям Жана Арпа и Александра Колдера, а по соседству собрали непохожих итальянцев Марино Марини, Миммо Паладино и Арнальдо Помодоро. Заканчивается выставка изданием «Проходящее время» Армана, в котором он использовал свой любимый прием, поместив в плексиглас элементы часового механизма, и завернутой в фирменный полиэтилен газетой News York Times Христо вместе с изображениями его более узнаваемых работ — обернутых зданий. 

По словам директора Пушкинского музея Марины Лошак, книг художника как объектов искусства со временем становится все меньше. «Мир наполнен людьми, которые хотят коммерчески использовать ее возможности, — рассказала она на открытии выставки. — Галереи по всему миру наполнены отдельными отпечатками, и, таким образом, сама книга исчезает». «Конечно, проще продать каждый лист по отдельности, чем собрать целую книгу, которую не всякий готов купить», — резюмировала она.

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
3
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
7
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+