Пушкинский музей показывает livre d’artiste скульпторов — от Родена до Христо

«Книги художника» 15 знаменитых авторов XX–XXI веков представлены в сопровождении их же работ

Александр Колдер. «Шляпы долой». Макет. 1969. Фото: ГМИИ им.А.С.Пушкина
Выставка «Скульпторы и livre d’artiste». Фото: ГМИИ им.А.С.Пушкина
Арнальдо Помодоро. Иллюстрация к изданию Миклоша Варги «Песня об Урбино». Цветной офорт. 1985. Фото: ГМИИ им.А.С.Пушкина
Анри Лоранс. Иллюстрация к изданию Лукиана Самосатского «Диалоги». Цветная ксилография. 1951. Фото: ГМИИ им.А.С.Пушкина
Александр Колдер. Иллюстрация к изданию Эрскина Колдуэлла «Похождения Алана Кента». Цветной офорт. 1976. Фото: ГМИИ им.А.С.Пушкина
Александр Колдер. «Шляпы долой». Макет. 1969.
Фото: ГМИИ им.А.С.Пушкина
Выставка «Скульпторы и livre d’artiste».
Фото: ГМИИ им.А.С.Пушкина
Арнальдо Помодоро. Иллюстрация к изданию Миклоша Варги «Песня об Урбино». Цветной офорт. 1985.
Фото: ГМИИ им.А.С.Пушкина
Анри Лоранс. Иллюстрация к изданию Лукиана Самосатского «Диалоги». Цветная ксилография. 1951.
Фото: ГМИИ им.А.С.Пушкина
Александр Колдер. Иллюстрация к изданию Эрскина Колдуэлла «Похождения Алана Кента». Цветной офорт. 1976.
Фото: ГМИИ им.А.С.Пушкина

Выставка «Скульпторы и livre d’artiste» в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина полностью посвящена феномену livre d’artiste — «книги художника», в которой текст и иллюстрация, обычно представляющая собой оригинальную печатную графику, становятся полноправными составляющими цельного произведения. Книги из своих собраний на выставку предоставили коллекционеры Георгий Генс и Борис Фридман — он также выступил в качестве куратора. 

«Мы хотим показать, что этот жанр культивируется в любой сфере искусства: livre d’artiste создавали и художники, и архитекторы (прекрасные издания есть у Ле Корбюзье), и скульпторы, — рассказал Фридман TANR. — Мы решили отобрать именно скульпторов, которых объединяет интерес к этому виду искусства».

Временной охват у выставки широкий — с начала XX века, когда жанр только зарождался, до 1970-х, незадолго до упадка livre d’artiste. В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков представлены книги Армана, Жана Арпа, Мишеля Гино, Альберто Джакометти, Александра Колдера, Анри Лоранса, Аристида Майоля, Марино Марини, Генри Мура, Миммо Паладино, Арнальдо Помодоро, Огюста Родена, Эдуардо Чильиды, Христо и Осипа Цадкина в сопровождении их скульптурных работ, в основном мелкой пластики, — зрителям предлагается самим найти сходства и различия в подходе авторов к разным видам искусства.

Открывает московскую выставку произведение, созданное при участии одного из родоначальников жанра — маршана и издателя Амбруаза Воллара. Именно он по предложению Октава Мирбо заказал иллюстрации к его роману «Сад пыток» Огюсту Родену, для которого они стали первой и единственной книгой художника. Издание с литографиями по его чувственным акварельным рисункам первым встречает зрителя. С Роденом соседствует его современник Аристид Майоль — и его вариант «Науки любви» Овидия. Соседний зал отведен Анри Лорансу и Осипу Цадкину, у которого в экспозиции сразу три издания, в том числе с офортами, созданными в пару к знаменитым «Калиграммам» Гийома Аполлинера. Генри Мур представлен двумя произведениями, одно из которых — «Череп слона» — появилось благодаря подаренному скульптору черепу животного, форма и строение которого вдохновили его на серию гравюр. В этом же зале можно увидеть посвящение любимому городу Альберто Джакометти: сцены парижской жизни и близкие скульптора запечатлены в гравюрах книги «Париж без конца». Особое внимание уделено испанскому скульптору Эдуардо Чильиде, плохо знакомому российскому зрителю: его графику прежде не показывали в России. Впервые посетители увидят и скульптуру Мишеля Гино, разделяющего с Чильидой одно пространство. Специальный раздел выставки посвящен жизнерадостным цветным иллюстрациям Жана Арпа и Александра Колдера, а по соседству собрали непохожих итальянцев Марино Марини, Миммо Паладино и Арнальдо Помодоро. Заканчивается выставка изданием «Проходящее время» Армана, в котором он использовал свой любимый прием, поместив в плексиглас элементы часового механизма, и завернутой в фирменный полиэтилен газетой News York Times Христо вместе с изображениями его более узнаваемых работ — обернутых зданий. 

По словам директора Пушкинского музея Марины Лошак, книг художника как объектов искусства со временем становится все меньше. «Мир наполнен людьми, которые хотят коммерчески использовать ее возможности, — рассказала она на открытии выставки. — Галереи по всему миру наполнены отдельными отпечатками, и, таким образом, сама книга исчезает». «Конечно, проще продать каждый лист по отдельности, чем собрать целую книгу, которую не всякий готов купить», — резюмировала она.

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Правило трех “D” — death, divorce, debt (смерть, развод, долги) — хорошо известно и участникам, и аналитикам арт-рынка. Как правило, одно из этих обстоятельств, а иногда и их совокупность заставляют коллекционеров расставаться с шедеврами
21.10.2021
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+