18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Высокие показатели разной ценой: самые посещаемые музеи России в 2017 году

№63
Материал из газеты

Ежегодный рейтинг музейной посещаемости газета составляет уже шестой год. В этом году мы увеличили число категорий для участников рейтинга с целью более корректного сравнения — столиц и регионов, музеев разной специализации

Над рейтингом работали Алексей Алексеев, Анна Куденко, Дмитрий Смолев

Лидеры во всем

Внимательный читатель наверняка заметит, что два столичных рейтинга — самых посещаемых художественных музеев и наиболее популярных выставок — явно коррелируют между собой. Кто лидирует по годовым показателям, тот, как правило, успешен и на поприще временных экспозиций. Понятно, что высокие показатели могут доставаться разной ценой: одно дело — собрать десятки малоизвестных образцов русского авангарда по провинциальным музеям (выставка «До востребования» в Еврейском музее), несколько иное — принять гастрольный проект (например, экспозиция «Сальвадор Дали. Сюрреалист и классик» в Музее Фаберже). Впрочем, свои трудности есть в любой выставочной работе. Наш рейтинг замеряет не количество приложенных усилий и даже не качество «готового продукта», а, скорее, встречный энтузиазм, проявленный широкой публикой.

В случае же «музеев с территориями», то есть парковых комплексов и архитектурных заповедников, выставки как раз не делают погоду — тут другие стимулы и мотивации. Хотя, скажем, Государственный музей-заповедник «Царицыно» настойчиво придерживается активной политики именно в сфере выставок, что наглядно отражается в соответствующем рейтинге. А для Музеев Московского Кремля это и вовсе традиционная практика, насчитывающая десятилетия. Остальные не слишком усердствуют в придумывании выставок-блокбастеров — надо полагать, ландшафты и архитектурные памятники бывают достаточно притягательны и сами по себе, без трудоемких «завлекалок».

Пушкин — наше все

В рейтинге литературных и мемориальных музеев появился ряд изменений по сравнению с прошлым годом. Хотя Пушкин по-прежнему «наше все», а Есенин, Лермонтов и Толстой по обыкновению тянутся за ним вслед и тоже по обыкновению не могут догнать. В нынешнюю десятку вошел также ульяновский музей-заповедник «Родина Ленина». Туристический интерес к детским годам вождя мирового пролетариата остается высоким, несмотря на отсутствие формальной идеологической подоплеки. Во многом из прежних времен тянется и традиция посещать всей семьей музей-заповедник «Абрамцево», что тоже нашло отражение в рейтинге. При этом в топ-10 не вошел Государственный литературный музей, который с апреля 2017-го официально именуется Государственным музеем истории российской литературы имени В.И.Даля. У институции имеются многочисленные филиалы, но главные силы брошены на многомесячную реконструкцию здания, отведенного ей на Зубовском бульваре.

От Ленина к современному искусству

Чемпионом по посещаемости среди региональных художественных музеев стал музейный центр «Площадь Мира» в Красноярске — таково с 2017 года новое наименование Красноярского музейного центра. Этот комплекс, построенный на закате советской власти, в 1987-м, должен был служить филиалом Центрального музея В.И.Ленина, но в таком качестве просуществовал совсем недолго. В начале 1990-х его перепрофилировали под выставочную площадку для современного искусства — крупнейшую в Сибири. В частности, с 1995-го здесь раз в два года проводится международная Красноярская музейная биеннале — весьма значимое событие в сфере культуры. И 12-я биеннале, снабженная девизом «Мир и мiр», состоялась совсем недавно: с 5 октября 2017 по 28 февраля 2018 года. Нет сомнений, что посетители биеннале внесли весомый вклад в общую картину посещаемости «Площади Мира» за год. 

Традиционно высокие показатели и у других художественных музеев Сибири — Томского, Новосибирского, Иркутского. Держит марку и Волго-Вятский регион, тут в лидерах Нижний Новгород, Ярославль, Киров. Не упускает своего зрителя Феодосийская картинная галерея; похоже, вечные ценности в виде картин Ивана Айвазовского удачно комбинируются с радостями курорта. В рейтинге самых посещаемых художественных выставок в регионах страны безоговорочно лидирует IV Уральская индустриальная биеннале современного искусства — 100,7 тыс. зрителей за три месяца. Это заслуженный успех сплоченной и креативной команды, которая на протяжении ряда лет стремится реализовывать в Екатеринбурге арт-проекты хорошего, международного уровня. Отметим также замыкающую топ-10 выставку «Блеск, забвение и возвращение в свет» в Воронежском областном художественном музее имени И.Н.Крамского. Показ произведений Елены Киселевой, ученицы Репина, фигурирует не только в этом рейтинге, но и в столичном: та же выставка, только под названием «Элегантный век», проходила в Музее русского импрессионизма. Таким образом, это наследие сделало кассу сразу двум институциям.

Методология

  • Российские рейтинги основаны на цифрах, предоставленных музеями и выставочными залами по запросу нашей газеты.
  • Благодарим Министерство культуры РФ за доступ к данным статистического наблюдения за подведомственными музеями, которые мы частично использовали. Обращаем внимание читателей, что на момент сдачи номера данные статистики за 2017 год были предварительными.
  • При составлении рейтинга мы учитывали только выставки, завершившиеся в 2017 году. Топ выставок выстраивался по числу посетителей в день, а не по абсолютной посещаемости.

Самые посещаемые художественные и исторические музеи Москвы и Санкт-Петербурга. Топ-20

* Обобщенные данные по Центральному выставочному залу «Манеж» и выставочному залу «Новый Манеж».

Самые посещаемые художественные музеи в регионах. Топ-10

Самые посещаемые литературные и мемориальные музеи. Топ-10

Самые посещаемые историко-краеведческие музеи в регионах. Топ-10

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+