Если онлайн-рынок искусства не станет прозрачнее, ему грозит стагнация

По данным ежегодного отчета Hiscox, за 2017 год онлайн-рынок искусства вырос на 12%, до $4,22 млрд. Но, пока платформы борются за доверие и лояльность покупателей, рост замедляется

Майкл Холсбанд. «Жан-Мишель Баскиа + Энди Уорхол, Нью-Йорк». 1985. Фотография продана на аукционе Sotheby's 10 апреля 2018 г. за $40 тыс. Фото: Sotheby'
Майкл Холсбанд. «Жан-Мишель Баскиа + Энди Уорхол, Нью-Йорк». 1985. Фотография продана на аукционе Sotheby's 10 апреля 2018 г. за $40 тыс.
Фото: Sotheby'

Как показал новый отчет об онлайн-торговле искусством, который опубликовал страховщик искусства Hiscox совместно с лондонской исследовательской фирмой ArtTactic, интернет-арт-рынку грозит стагнация и основной фактор, сдерживающий его рост, — это нехватка прозрачности и доверия. Даже на фоне стремительно растущей популярности Instagram как любимой социальной сети художественной среды и изучения возможностей искусственного интеллекта для привлечения покупателей общая картина печальна: рост рынка замедляется второй год подряд.

Рейтинг Hiscox 2018 года возглавил Christies Live, который обошел Artsy, Sothebys и Artnet (по результатам проведенного качественным методом опроса о сетевых привычках, в котором принял участие 831 покупатель искусства). Максимальный рост продаж показал далласский аукционный дом Heritage Auctions: с $348,5 млн в 2016 году до $438,3 млн в 2017-м.

В 2017 году онлайн-продажи искусства достигли объема в $4,2 млрд, то есть выросли на 12%. Это меньше, чем 15%-ный рост в 2016-м и 24%-ный в 2015 году. «С 2013 по 2015 год цифровой арт-рынок рос на 20–25% ежегодно, но в последние два года мы наблюдаем замедление, которое, вероятно, связано с трудностями, встающими перед индустрией в борьбе за расширение рынка и наращивание базы онлайн-клиентов», — говорится в отчете.

Рост онлайн-продаж искусства замедляется. Фото: Hiscox/ArtTactic
Рост онлайн-продаж искусства замедляется.
Фото: Hiscox/ArtTactic

«В мире, где онлайн-потребители могут без труда сравнивать цены на большинство товаров, где все больше людей понимает, как формируется „цена“, рынку онлайн-торговли искусством приходится непросто… особенно когда дело доходит до повышения информированности и укрепления доверия со стороны онлайн-покупателей», — говорит основатель ArtTactic Андерс Петтерсон. «Я считаю, что, если этим проблемам не будет уделено должное внимание, застой на онлайн-рынке будет усиливаться, и в результате он может превратиться в клуб для посвященных, вместо того чтобы быть платформой, способствующей расширению арт-рынка и увеличению числа клиентов», — добавляет он.

Прозрачность принципиально важна для большинства покупателей: 73% участников опроса сказали, что им хотелось бы иметь доступ к информации о соотношении цен, и необходимость создать более качественные инструменты для этого очевидна. «Благодаря сочетанию технологий Big Data и искусственного интеллекта можно разработать более продвинутые методы определения стоимости объекта», — заключают авторы отчета.

Важно отметить, что мнения о том, как рынок онлайн-торговли искусством будет развиваться в ближайшие пять лет, разделились. Четыре респондента из десяти полагают, что рынок сузится до нескольких всемирных платформ; другие считают, что рынок может подорвать какой-нибудь внешний игрок вроде Amazon.

Что из перечисленного вы покупали онлайн в последние 12 месяцев (%)? Большинство респондентов покупают онлайн печатную графику и живопись. Фото: Hiscox/ArtTactic
Что из перечисленного вы покупали онлайн в последние 12 месяцев (%)? Большинство респондентов покупают онлайн печатную графику и живопись.
Фото: Hiscox/ArtTactic

Впрочем, есть и позитивные моменты. Около 52% покупателей, приобретавших в минувшем году искусство в Сети, говорят, что собираются покупать еще в ближайшие 12 месяцев; 13% из 130 опрошенных дилеров и галерей ожидают, что в новом году онлайн-продажи вырастут на 30%.

Что касается социальных сетей, что целых 79% покупателей искусства моложе 35 лет для поиска новых художников используют Instagram. Заметно выросло число подписчиков у крупных художественных ярмарок вроде TEFAF (сейчас у гранд-дамы ярмарок более 39 тыс. подписчиков), но куда популярнее Instagram-аккаунт Дэмиена Херста (у художника 380 тыс. подписчиков). А вот Facebook теряет популярность: только 38% респондентов назвали его своей любимой социальной сетью против 49% в 2016 году.

В новом отчете также рассматривается влияние криптовалют, таких как биткоин. «В прошлом году все были одержимы технологией блокчейн, и многие заявляли, что она поможет рынку справиться со всеми его проблемами», — пишет Роберт Рид, заведующий в Hiscox отделом искусства и частных клиентов. При этом 19% опрошенных представителей онлайн-платформ ожидают, что эта сфера будет одной из самых конкурентных в следующем году. «В успешном будущем онлайн-торговли искусством не приходится сомневаться, хотя мы еще не знаем, какую она примет форму», — добавляет Рид.

Самое читаемое:
1
Рейтинг посещаемости российских музеев и художественных выставок за 2021 год
Музейная реальность, данная нам в сравнительных ощущениях: подъем на фоне спада, сдержанный оптимизм и неизвестность впереди. Плюс таблицы лидеров: куда больше всего ходили и на что больше всего смотрели в прошедшем году
03.06.2022
Рейтинг посещаемости российских музеев и художественных выставок за 2021 год
2
Как у Щукина и Морозова оказались шедевры, выставки которых проходят сейчас в Петербурге и Москве
В Эрмитаже и Пушкинском открылись финальные выставки грандиозного тура, посвященного импрессионистам и постимпрессионистам из дореволюционных коллекций Щукина и Морозова
27.06.2022
Как у Щукина и Морозова оказались шедевры, выставки которых проходят сейчас в Петербурге и Москве
3
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
Отличительная черта нового корпуса Третьяковcкой галереи — окна с произведениями из музейного собрания, напоминающие развеску картин у Павла Третьякова. Мы рассмотрели их подробнее и обнаружили шедевры русской живописи от Боровиковского и Венецианова до Малевича
08.06.2022
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
4
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
Выставку «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма составляют изображения одного и того же человека в разных видах — «селфи», написанные с помощью зеркала, рядом с портретом того же героя кисти другого художника
09.06.2022
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
5
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
Между болью и живописью: внучатая племянница художницы нашла в архивах больницы ее медицинские карты, рассказывающие о будничной жизни Фриды, о ее ежедневных проблемах и людях, которые помогали их преодолевать
15.06.2022
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
6
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
Новое арт-пространство, объединившее усадьбу с флигелем, где в начале ХХ века жила и работала Анна Голубкина, откроется после реконструкции в 2024–2025 годах
21.06.2022
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
7
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
В 350-й день рождения Петра I откроются два грандиозных проекта — в Русском музее, посвященный отражению фигуры царя в искусстве трех столетий, и «30 картин из жизни Петра Великого» в павильонах на Марсовом поле, соединяющий прошлое и настоящее
07.06.2022
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+