Если онлайн-рынок искусства не станет прозрачнее, ему грозит стагнация

По данным ежегодного отчета Hiscox, за 2017 год онлайн-рынок искусства вырос на 12%, до $4,22 млрд. Но, пока платформы борются за доверие и лояльность покупателей, рост замедляется

Майкл Холсбанд. «Жан-Мишель Баскиа + Энди Уорхол, Нью-Йорк». 1985. Фотография продана на аукционе Sotheby's 10 апреля 2018 г. за $40 тыс. Фото: Sotheby'
Майкл Холсбанд. «Жан-Мишель Баскиа + Энди Уорхол, Нью-Йорк». 1985.
Фото: продана на аукционе Sotheby's 10 апреля 2018 г. за $40 тыс. Фото: Sotheby'

Как показал новый отчет об онлайн-торговле искусством, который опубликовал страховщик искусства Hiscox совместно с лондонской исследовательской фирмой ArtTactic, интернет-арт-рынку грозит стагнация и основной фактор, сдерживающий его рост, — это нехватка прозрачности и доверия. Даже на фоне стремительно растущей популярности Instagram как любимой социальной сети художественной среды и изучения возможностей искусственного интеллекта для привлечения покупателей общая картина печальна: рост рынка замедляется второй год подряд.

Рейтинг Hiscox 2018 года возглавил Christies Live, который обошел Artsy, Sothebys и Artnet (по результатам проведенного качественным методом опроса о сетевых привычках, в котором принял участие 831 покупатель искусства). Максимальный рост продаж показал далласский аукционный дом Heritage Auctions: с $348,5 млн в 2016 году до $438,3 млн в 2017-м.

В 2017 году онлайн-продажи искусства достигли объема в $4,2 млрд, то есть выросли на 12%. Это меньше, чем 15%-ный рост в 2016-м и 24%-ный в 2015 году. «С 2013 по 2015 год цифровой арт-рынок рос на 20–25% ежегодно, но в последние два года мы наблюдаем замедление, которое, вероятно, связано с трудностями, встающими перед индустрией в борьбе за расширение рынка и наращивание базы онлайн-клиентов», — говорится в отчете.

Рост онлайн-продаж искусства замедляется. Фото: Hiscox/ArtTactic
Рост онлайн-продаж искусства замедляется.
Фото: Hiscox/ArtTactic

«В мире, где онлайн-потребители могут без труда сравнивать цены на большинство товаров, где все больше людей понимает, как формируется „цена“, рынку онлайн-торговли искусством приходится непросто… особенно когда дело доходит до повышения информированности и укрепления доверия со стороны онлайн-покупателей», — говорит основатель ArtTactic Андерс Петтерсон. «Я считаю, что, если этим проблемам не будет уделено должное внимание, застой на онлайн-рынке будет усиливаться, и в результате он может превратиться в клуб для посвященных, вместо того чтобы быть платформой, способствующей расширению арт-рынка и увеличению числа клиентов», — добавляет он.

Прозрачность принципиально важна для большинства покупателей: 73% участников опроса сказали, что им хотелось бы иметь доступ к информации о соотношении цен, и необходимость создать более качественные инструменты для этого очевидна. «Благодаря сочетанию технологий Big Data и искусственного интеллекта можно разработать более продвинутые методы определения стоимости объекта», — заключают авторы отчета.

Важно отметить, что мнения о том, как рынок онлайн-торговли искусством будет развиваться в ближайшие пять лет, разделились. Четыре респондента из десяти полагают, что рынок сузится до нескольких всемирных платформ; другие считают, что рынок может подорвать какой-нибудь внешний игрок вроде Amazon.

Что из перечисленного вы покупали онлайн в последние 12 месяцев (%)? Большинство респондентов покупают онлайн печатную графику и живопись. Фото: Hiscox/ArtTactic
Что из перечисленного вы покупали онлайн в последние 12 месяцев (%)? Большинство респондентов покупают онлайн печатную графику и живопись.
Фото: Hiscox/ArtTactic

Впрочем, есть и позитивные моменты. Около 52% покупателей, приобретавших в минувшем году искусство в Сети, говорят, что собираются покупать еще в ближайшие 12 месяцев; 13% из 130 опрошенных дилеров и галерей ожидают, что в новом году онлайн-продажи вырастут на 30%.

Что касается социальных сетей, что целых 79% покупателей искусства моложе 35 лет для поиска новых художников используют Instagram. Заметно выросло число подписчиков у крупных художественных ярмарок вроде TEFAF (сейчас у гранд-дамы ярмарок более 39 тыс. подписчиков), но куда популярнее Instagram-аккаунт Дэмиена Херста (у художника 380 тыс. подписчиков). А вот Facebook теряет популярность: только 38% респондентов назвали его своей любимой социальной сетью против 49% в 2016 году.

В новом отчете также рассматривается влияние криптовалют, таких как биткоин. «В прошлом году все были одержимы технологией блокчейн, и многие заявляли, что она поможет рынку справиться со всеми его проблемами», — пишет Роберт Рид, заведующий в Hiscox отделом искусства и частных клиентов. При этом 19% опрошенных представителей онлайн-платформ ожидают, что эта сфера будет одной из самых конкурентных в следующем году. «В успешном будущем онлайн-торговли искусством не приходится сомневаться, хотя мы еще не знаем, какую она примет форму», — добавляет Рид.

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
4
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
7
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+