18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Главные русские торги Лондона. Есть шедевры — будут и рекорды

Вполне разогревшийся после кризисного спада рынок русского искусства испытывает недостаток скорее крупных произведений, чем крупных покупателей. Тенденция тут такая: есть шедевр — покупатель и рекорд будут. В 2011 году четыре включенных в «русскую неделю» аукционных дома — Sotheby’s, Christie’s, MacDougall’s и Bonhams — продали более чем на £125 млн, а в 2012 году — на £92 млн. Картина выглядела следующим образом: на Sotheby’s и MacDougall’s оборот сократился, сумма проданного на Christie’s практически не изменилась, а на Bonhams — уменьшилась в три раза. При этом количество лотов на Sotheby’s остается очень большим (дом проводит три сессии — вечернюю и две дневные), на Christie’s уменьшается (только дневные торги), а на Bonhams сохраняется прежним.

И тем не менее продолжает действовать все то же простое правило: если у дома есть надежный топ-лот, его продажа и делает кассу. Самый яркий пример — Bonhams. Нашел дом в 2011 году шедевры (два полотна Василия Поленова) — и продал их за £6,8 млн. В следующем году не нашел — и аукционы принесли обычные для него £3–4 млн. Christie’s в ноябре прошлого года сократил размер торгов донельзя, а в сессии Живопись и графика заметно преобладала последняя. Тем выгоднее смотрелся топ-лот Извозчик Бориса Кустодиева из коллекции ученого Петра Капицы, проданный за £4,4 млн (рекорд для русского искусства в 2012 году).

Очевидно, что успех торгов каждого дома остро зависит от количества найденных шедевров. Один из столпов аукциона Christie’s — Натюрморт с фруктами Ильи Машкова, яркое воплощение русского авангарда таким, как его любит публика. Это большое полотно участвовало в первой выставке «Бубнового валета» зимой 1910–1911 годов, где были также работы Наталии Гончаровой, Василия Кандинского и Аристарха Лентулова. Эстимейт — £1–1,5 млн, но верхний предел стоимости для такой работы фактически не определен: столь знаковые произведения Машкова не часто появляются на торгах. Будут выставлены также Рыбаки в лунном свете.

Сорренто Ивана Айвазовского — крупноформатная традиционнейшая вещь для этого художника, цены на работы которого в последние полтора века только растут. Оценено полотно в £500–700 тыс. с учетом того, что до кризиса, в 2006 году, оно уже предлагалось на торгах и не было продано с эстимейтом £800–1,2 млн. Сдержанным кажется эстимейт и Портрета Кати Николая Фешина — £250–350 тыс. — по сравнению с £2 млн, за которые на зимних торгах Christie’s был продан его Портрет мадемуазель Подбельской. Впрочем, нынешняя работа создана позже, уже в американский период, и не так роскошна. MacDougall’s планирует провести в рамках «русской недели» две сессии торгов: живописи и отдельно графики. Среди топ-лотов — позднее полотно Ивана Шишкина Вечерняя заря (1896) с любимым художником сиверским сосновым бором. Неоднократно воспроизводившееся в выставочных каталогах и на дореволюционной художественной открытке, оно хорошо известно специалистам, но до 2006 года не покидало частную коллекцию в Финляндии. Чуть суховатым (по сравнению с прошлогодним Айвазовским на ту же тему) кажется Вид Венеции Алексея Боголюбова (£400–600 тыс.).

На MacDougall’s представлен портрет знаменитого танцовщика фламенко Антонио Трианы (£300–500 тыс.) Николая Фешина. Портреты его кисти теперь столь же обязательны для серьезных русских торгов, как пейзажи Шишкина и Айвазовского. Еще один топ-лот — впервые вышедший на рынок авторский вариант одной из самых известных композиций Константина Сомова Спящая дама (£250–500 тыс.). В аукционной подборке Sotheby’s сразу привлекает внимание большое полотно Искушение Ладо Гудиашвили (£400–600 тыс.). Подобные работы художника привлекали к себе парижскую публику и в начале 1920-х годов, когда он перебрался в Париж. Экзотические пейзажи и типажи, пряный восточный эротизм поражали парижан не меньше, чем таитянские полотна Поля Гогена. Примерно в то же время, около 1920 года, написана в Париже и Кубистическая женщина Наталии Гончаровой (£600–800 тыс.), знаменующая переход в ее творчестве от Матисса и фовизма к Озанфану и пуризму.

Впервые в ходе «русской недели» Sotheby’s проведет аукцион советской и постсоветской фотографии под названием Смена фокуса, где собраны главные направления и имена от последних десятилетий СССР и времени перестройки до наших дней. Коллекция включает работы и мастеров постсоветского пространства, например балтийского фотографа Атанаса Суткуса. Как «голубые фишки» современного рынка представлены на торгах имена Виталия Комара и Александра Меламида, Владимира Куприянова и Бориса Михайлова. Bonhams пока что анонсировал два полотна Александра Волкова, живопись Константина Коровина, Виктора Васнецова, Николая Рериха, Павла Челищева. Не исключено, что именно кисти последнего будут принадлежать главные топлоты аукциона. В разделе же декоративно-прикладного искусства топ-лот уже определен: это портсигар фирмы «Фаберже» (£150–200 тыс.) с очень личной историей. Покрытый нежно-фиолетовой эмалью под двуглавым орлом и вязью золотых веточек, портсигар в 1897 году заказала императрица Александра Федоровна: лавандовый цвет был ее любимым. Он обошелся дорого, в 350 руб. (счет сохранился), и был предназначен в подарок Николаю II. Супруги надеялись на рождение наследника, и императрица припасала этот подарок, чтобы отпраздновать событие, — но родилась вторая дочь, а изящная коробочка стала 220-й в коллекции портсигаров Николая II. В 1917 году многие личные драгоценности царской семьи были эвакуированы в Кремль из опасений захвата Петербурга немцами. С 1920-х годов их начали распродавать, и американский бизнесмен (из семьи которого происходит портсигар) приобрел его в Торгсине в 1931 году.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
4
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
5
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
6
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
7
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+