18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Миф о «левом» искусстве

№62
Материал из газеты

Очередной сборник, подготовленный автором публикаций об эпохе 1970-х и 1980-х, обращается ко времени зарождения нонконформизма в СССР, но лишь способствует его дальнейшей мифологизации

За последние годы художник Георгий Кизевальтер почти переквалифицировался в архивариуса неофициального искусства. Не только в качестве фотографа (о публикации его фотоархива TANR писала в № 47 за 2016 год), но и составителя книг «Эти странные семидесятые» и «Переломные восьмидесятые» — сборников интервью с художниками, литераторами и музыкантами о соответствующих периодах культурной жизни СССР. В этом году к ним добавилось «Время надежд, время иллюзий» об оттепельных 1950–1960-х, ставших периодом зарождения в стране нонконформистского искусства.

Новая публикация выглядит более амбициозной по сравнению с предшественницами. Ее задачей автор видит не просто собрать «устную историю» от очевидцев событий, но и разобраться в ключевых проблемах историографии неофициального искусства, развеяв популярные мифы и клише. Привычный жанр интервью (с Ириной Антоновой, Виктором Голышевым, Оскаром Рабиным и другими) дополняет хроника официальных и неофициальных выставок с 1953 по 1971 год, а также дотошно собранный Кизевальтером дайджест публикаций в отечественной и зарубежной прессе с собственными комментариями. В довершение опубликованы несколько очерков, написанию которых, по свидетельству автора, предшествовала длительная работа в архивах.

Критический посыл книги выглядит вполне понятным и обоснованным. В одной из статей Кизевальтер цитирует дневник Михаила Гробмана, художника-нонконформиста и создателя концепции «второго авангарда». Если не знать, кто его написал, автора можно легко принять за заправского «мосховца» — по перечню событий, поездок и заказов, в которых он был задействован. В «Библиографическом словаре художников народов РСФСР» 1983 года в статье об Илье Кабакове упомянуты его неофициальные произведения, включая альбом «Десять персонажей», в одном списке с госдипломами и наградами. В начале 1970-х не состоявший в Союзе художников Владимир Немухин имел казенную мастерскую. «И это искусство называется неофициальным?» — задается вопросом Кизевальтер, суммируя эти и дальнейшие противоречия «устной истории» и фактов жизни художников в СССР.

К сожалению, результаты проделанной работы скорее разочаровывают, чем воодушевляют. «…В целом, как мне видится, жили-были просто советские художники (курсив автора. — TANR)… стремившиеся выжить в… послесталинскую „весну“… выразить себя, показать свое искусство в малообразованном… обществе… и искали любые способы заявить о себе…» Критическая ревизия советского наследия сегодня стала мейнстримом истории и социологии (вспомнить хотя бы тексты антрополога Алексея Юрчака), но Кизевальтер системного взгляда и концептуализации материала не предлагает, сводя исследовательский посыл к сеансу разоблачений.

Интереснейшие находки и сюжеты вроде истории британского галериста Эрика Эсторика, в 1960-х добившегося права легально закупать работы советских авторов, даже не состоявших в Союзе художников, Кизевальтер использует для обоснования вывода о том, что «с 1963 года… в принадлежности к партии нонконформистов появилась еще и экономическая выгода». Постановка гипотез и проверка фактов подменяется моральной оценкой происходящего, начатые сюжеты остаются незавершенными, а отсутствие ссылок на источники там, где они необходимы, бросается в глаза. «Разумеется, официально их [нонконформистов] поносили в газетах… но в реальности… явно „крышевали“ в верхах». Или еще: «…Вполне очевидно… что Глазунов был избран для реализации тайного заказа части… верхушки КПСС… указующей… какое искусство необходимо России». «Крышевали», «тайного заказа», «явно» и «очевидно». Без единой ссылки и доказательной базы (и это при заявленной работе в архивах!), основываясь на догадках и домыслах. История искусства 1950–1960-х после «Времени надежд», увы, продолжает оставаться мифом, все еще ожидающим вдумчивой исторической ревизии.

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+