18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Великий пересмешник. Памяти Леонида Сокова

В Нью-Йорке умер Леонид Соков — художник, совершивший головокружительную эволюцию от традиционного скульптора-анималиста к авангардисту, новатору, одному из лидеров соц-арта, неофициального течения в советском искусстве 1970-х годов

В последнее время на родине состоялись две большие выставки художника — «Угол зрения» в Московском музее современного искусства в 2012 году и «Незабываемые встречи» в Третьяковской галерее в 2016 году.

Если следовать биографии Леонида Сокова, то первыми его учителями были анималисты. Хорошо знакомый публике Василий Ватагин (1883–1969) и ныне почти забытый Дмитрий Цаплин (1890–1967) были ориентирами для юного художника еще в ту пору, когда он учился в МСХШ, знаменитой средней художественной школе. И позже, во время обучения в Строгановке. По рассказам Сокова, в то время он пропадал в Московском зоопарке, делая с натуры зарисовки. Эти рисунки демонстрируют его мастерское владение непростой наукой наблюдения за природой и в то же время щегольство обобщения, манеру, которую можно назвать модернистской.

В таких жанрах, как анималистика или детская иллюстрация, в послевоенное время у советских художников было больше шансов сохранить творческую свободу и модернистский заряд, чем в магистральных, более идеологизированных художественных отраслях вроде тематической картины или мемориальной скульптуры. И Ватагин, и Цаплин в свое время много путешествовали и жили за границей, Цаплин непосредственно общался с Пикассо, так что в лице учителей Соков мог прикоснуться к малодоступному западному искусству буквально через одно рукопожатие. Что было особенно ценно, учитывая, что в 1960-е годы Соков, как и многие его коллеги, вынужден был узнавать о том, что творится в мировом искусстве в основном по редким книгам, как «Модернистская скульптура» Герберта Рида. В числе своих особо любимых героев Соков называет Анри Матисса (в амплуа скульптора) и Альберто Джакометти, истощенные фигурки которого, уже как цитаты, появятся в более позднем творчестве Сокова.

Походы в зоопарк и штудирование лучших образцов анималистики дали Леониду Сокову ремесло, позволявшее зарабатывать на жизнь, — он был в принят в МОСХ и по заказу художественных комбинатов изготавливал монументальные скульптуры животных для общественных пространств. Эта официальная стезя не удовлетворяла амбициозного молодого художника, его внутренняя творческая эволюция шла вразрез с курсом Союза художников, и в конце концов это противоречие заставило его эмигрировать из СССР. Как иронический постскриптум к карьере анималиста-традиционала можно воспринимать работы Сокова 1990-х и 2000-х годов, где животные и птицы, хоть и сидят на ветках, очень далеки от своих прообразов из зоопарка. Тут художник уже имеет дело не с натурой, а с символами и знаками — будь это двуглавые орлы из гербов или медведь, занявший место человека в переведенном в скульптуру рисунке Леонардо «Витрувианский человек».

Медведь стал важнейшим персонажем творчества Сокова — как один из узнаваемых символов России, ее народного стихийного характера, и здесь уже художник вдохновлялся не французскими модернистами, а традиционной русской резной деревянной игрушкой.

Свои работы 1970-х годов, ставшие классикой соц-арта, он делает как будто от лица простого работяги или деревенского мужика, строгающего на завалинке забавные игрушки и по-народному философствующего о политике. Так появляются «Очки для каждого советского человека» с оправой в виде пятиконечных звезд, «Прибор для измерения национальности по форме носа», простая деревянная «Рубашка» или вовсе «Профиль с рюмкой и бутылкой». С этих произведений начинается неофициальная карьера Сокова как остряка, пересмешника и даже сатирика — при этом сохраняющего серьезное отношение к формальному и технологическому совершенству своих работ.

Пытаясь влезть в шкуру художника из народа (не путать со званием «народного художника»), постичь глубины народного сознания и юмора, Леонид Соков обнаружил своих предтеч среди героев русского авангарда, подпитывавшегося энергией примитивной, как выражались в неполиткорректное время, или низовой культуры. Так, одним из первых похабников на деревне русского авангарда, внедрившем в свои картины пьяных солдат и русский мат, был Михаил Ларионов. Соков, как эхо, откликается на шедевры начала XX века своими хулиганскими репликами, как будто через эпоху продолжает ту же частушку — тут и скульптура «Взялся за грудь — говори что-нибудь» с рукой, лапающей женскую грудь, и мобиль с ван Гогом, строящим рожки Сезанну, и выкованная в железе «заумь» Крученых. Наконец, именно Соков создал памятник самому популярному русскому слову из трех букв, сложив из них модернистский обелиск.

Соков признается, что его поколение уже «смотрело на крах идей авангарда», что светлое будущее не наступило и «на наше время пришлось только огромное количество анекдотов про это будущее и Ленина». Воплощением этих анекдотов, этого метода соединения несоединимого, стали соковские иронические гибриды из танковой башни, приделанной к супрематическому чайнику Малевича, фигурки Ленина, посаженной в «Летатлин», напоминающей об архитектонах геометрической абстракции «Угол зрения».

Многие произведения, родившиеся у художника уже после отъезда из СССР в 1979 году и жизни в Америке, стали его ответом на мучающий многие поколения вопрос о самобытности русского и советского искусства и его месте в мировой культуре. То, что было невозможным и непредставимым в реальности, свершилось в работах Леонида Сокова. Встретились два люто враждовавших идеологических противника, две мощные художественные доктрины, десятилетиями противостоящие друг другу, — это западный, в том числе американский, модернизм и советский, в том числе самый одиозный, соцреализм. Статуя Ленина протягивает ладонь тощему человеку Джакометти, а Мэрилин Монро тает в объятьях усача в кителе генералиссимуса.

(Отрывки из статьи, опубликованной в каталоге выставки Государственной Третьяковской галереи «Леонид Соков. Незабываемые встречи» в 2016 году)

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
4
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
5
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
6
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
В Нижнем Новгороде идет «ПНИ. Самая закрытая выставка России». Мы постарались на месте разобраться с тем, по какую сторону забора психоневрологических интернатов обитаем
10.04.2024
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
7
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Классик современного искусства, чья выставка «Падшие ангелы» идет в Палаццо Строцци во Флоренции, рассуждает о добре и зле, исчезновении границ в новом мире, уничтожении картин и непостоянстве славы. И еще о том, почему размер не имеет значения
10.04.2024
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+