18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Вспомнить незабытое. Двухтомная «Реконструкция. 1990—2000» тянет на летопись московского современного искусства

Реконструкция. 1990–2000 / Под ред. С. Обуховой. Концепция Е. Селиной. В 2-х тт. Т. 1. М., 2013.

В предисловии к двухтомнику автор идеи проекта, куратор выставки и галерист (галерея XL) Елена Селина строго предупредила, что выставка и издание не ностальгические — они являются «началом общего разговора об искусстве важнейшего десятилетия». Два тома каталога к выставкам, прошедшим в фонде «Екатерина», фрагментарно воссоздают московскую художественную жизнь последнего десятилетия ХХ века, то есть времени, когда современное искусство вышло из подполья. Фрагментарность этой «реконструкции» связана еще и с тем, что художественный процесс восстановлен буквально по частям — по деятельности частных галерей того десятилетия: «Айдан», «Риджины », «Галереи Гельмана», «Школы», самой XL и многих других. Этот выставочный проект был сделан не для публики, которой довольно трудно разобраться в незнакомом, а для правды.

Каталог Реконструкции, как предупреждала его редактор Саша Обухова, надо считать изданием самостоятельным, потому что в него вошло больше материала, чем попало на выставки. Но и не только из-за полноты — в каталоге художественные события даны в контексте, пусть и узком, но упомянутом. А на выставках его не было. Андрей Ковалев в заглавной статье Инсталлирование 90-х напоминает о политической и экономической ситуации в совсем тогда новой России: «Эфемерной была не художественная экономика, а экономика страны в целом». «Эпоха порождала парадоксальные по своей сути институции», — напоминает он важное. Именно эпоха, а не только люди. Если бы все зависело от ума и воли людей, то наверняка легче было бы ответить на вопрос, почему все получилось не так, как планировали — по западной модели.

Другой автор, отвечающий в книге за понимание, Валентин Дьяконов, ответ на этот вопрос знает: «Лично окрашенные стратегии демонстрации нового искусства вступили в противоречие с экономикой эпохи накопления первоначального капитала, хотя именно эта эпоха обусловила появление этих институций ». То есть «широко понятая общественная роль галерей» помешала зарабатывать, а потом всех подкосил экономический кризис.

Анализ, представленный в двух статьях, ценен, потому что основная идея проекта заявлена в его названии, и реконструкция произведена настолько подробно, что в частностях растворилось осмысленное содержание, основной сюжет.

Как архив двухтомник бесценен: здесь и хроника художественной жизни Москвы за десятилетие, и хроника галерейных выставок, и сведения о самих галереях, и длиннющая библиография, и обширный именной указатель, и невероятное количество давно написанных текстов, казалось бы навсегда погребенных в газетных и журнальных хранилищах, пыльных даже в электронном виде. В первом томе, кроме упомянутых статей и разговоров-воспоминаний активных участников событий, воспроизведена книжечка 1993 года Кто есть кто в современном искусстве Москвы. Предисловие к ней написано Борисом Гройсом, который и тогда выступил как всегда. То есть высказался эксцентрично, но со временем оказалось, что верно. Хотя бы потому, что высказанное им подхватывалось и повторялось другими (пусть некоторыми) до тех пор, пока не становилось само собой разумеющимся.

Ситуацию с художниками Гройс посчитал хотя и проблемной, но удовлетворительной, а с критикой — «просто хочется плакать». Сравнивая российскую художественную жизнь с западной, очень удивлялся, почему критика ставит вопросы, полвека как неуместные: «искусство ли это?» и «нужно ли нам такое искусство?», а не желает понять имманентные процессы в этом искусстве. И даже цитировал высказывание Сталина (что тогда было совершенно неприлично) об отставании сознания от бытия. Сегодня совсем не смешно, что не сознание догнало бытие, а наоборот, и эти вопросы до сих пор приходится обсуждать именно потому, что не на Западе живем.

Первый, текстовой и мыслительный, том Реконструкции проигрывает второму по очевидной причине: в нем очень мало картинок. Репродукции в деле Реконструкции — сущее спасение. Воспроизведение мнений и размышлений не создало образа времени, слишком обстоятельные комментарии, претендующие на объективность, повторюсь, не вычленили главного — ради чего вспоминаем.

Работы художников, напротив, даже в репродукциях и фрагментах точнее и красноречивее. И вместе с оперативными текстами рецензий образуют понятное и живое свидетельство о незабытом прошлом. Вот в рецензии на групповой портрет «персонажей московского арт- мира» Владимира Фридкеса (так популярного на вернисажев «Екатерине») Екатерина Деготь назидательно желает современному искусству «безучастности, аскетического равнодушия и скуки». Вот Константин Агунович считает Вдохновение Дубосарского и Виноградова «откликом на милитаристский дух общества после чеченской кампании ». Вот немыслимый сегодня проект Елены Китаевой и Леонида Парфенова Новые деньги: три рубля с Малевичем и сто с Пушкиным. Еще более немыслимые фотографии Сергея Браткова, где детки увидены глазами педофила. Памятный самолет из валенок памяти Йозефа Бойса еще веселого Алексея Беляева-Гинтовта и Кирилла Преображенского. Гениальная мозаика Константина Звездочетова Артисты — метростроевцам с замечанием Алексея Тарханова, что «самыми что ни на есть народными святыми оказываются клоуны».

Кажется, для настоящей реконструкции атмосферы 1990-х достаточно десятка, ну двух, работ того времени. Пока же, несмотря на все усилия авторов проекта, заинтересованных в нем художников, «Гаража» и «Екатерины », в массовым сознании искусство 1990-х все равно будет ассоциироваться с голым Куликом-собакой. Другие, близкие по выразительности произведения, могли бы показать, что вопиющее отчаяние не единственное чувство, царившее в те годы. Была еще невиданная энергия, почти неограниченная свобода, масса надежд и неуемное фантазирование. Возможно, в будущее и вправду не обязательно брать всех. Но авторы Реконструкции с этим не согласны.

Самое читаемое:
1
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
2
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
3
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
4
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
5
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
6
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+