18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Фотосъемка в музее : почему одни запрещают, другие разрешают, а третьи зарабатывают на этом деньги?

Поскольку Музей Ван Гога вновь ввел запрет на фотосъемку, не стоит удивляться тому, что посетители с камерами оказались в замешательстве.

В крупнейших музеях мира отношение к посетителям, фотографирующим работы в экспозиции, сильно отличается. Сегодня публика оказалась в замешательстве из-за разных правил, установленных в музеях, даже в одном и том же городе. Хотя большинство музеев разрешают производить съемку для личного пользования в своих постоянных экспозициях, фотокамеры теперь обвинили в том, что они являются причиной «вспышек гнева» у других посетителей. Считается, что они провоцируют напряженность между теми, кто просто наслаждается искусством, и теми, кто его фотографирует. Так, амстердамский Музей Ван Гога в январе вновь ввел запрет на фотосъемку в личных целях якобы из-за того, что она вызывает раздражение у окружающих. В мае прошлого года съемка впервые была разрешена по многочисленным просьбам тех, кто надеялся сделать фотографии работ Ван Гога. Однако музей в год посещает 1,4 млн человек (88% из них туристы), в результате чего его относительно тесные залы всегда переполнены.

Разрешение на съемку привело к постоянным конфликтам между теми, кто хотел бы иметь свободное пространство для своей камеры, и теми, кто желал просто любоваться картинами.

Многие посетители стремятся непременно сфотографировать своих спутников или самих себя (модные сейчас «селфи», автопортреты, сделанные на телефон).

Некоторые из работ, висящих в постоянной экспозиции музея, предоставлены во временное пользование, и большинство из них нельзя фотографировать. Когда в прошлом году лондонская Национальная галерея на время дала музею Подсолнухи (1888), на этикетке поместили знак «съемка запрещена». Однако посетители или не замечали его, или предпочитали игнорировать, а смотрители не всегда могли помешать им фотографировать. Теперь Музей Ван Гога разрешает съемку только в тех местах, где нет никаких произведений искусства, например в центральном атриуме.

Еще около десяти лет назад фотосъемка в музеях обычно была запрещена, потому что тогдашние камеры, как правило, требовали использования вспышки в закрытом помещении. Широкое производство цифровыхфотоаппаратов (в том числе тех, что встроены в смартфоны), способных давать хорошее изображение при слабом освещении, способствовало нынешней путанице в правилах.

Музеи хотят, чтобы посетители любовались экспонатами и делились бы снимками с друзьями, но такой подход может нарушать музейный порядок, если множество людей начнут щелкать своими мобильными телефонами и планшетами вокруг популярных изведений. Мы изучили правила десяти музеев мира, на которые влияет и количество посетителей (см. врезку). Только три из них запрещают фотосъемку. Остальные семь, где она разрешена в личных целях, не позволяют использовать при съемке вспышку или штатив. Запрещено фотографирование нестойких к свету работ на бумаге и на временных выставках (где многие экспонаты предоставлены в пользование).

Независимо от характера установленных правил надзор за их соблюдением вызывает напряжение у сотрудников музеев и отвлекает их от основной роли — защиты коллекции. В Лондоне, например, многие посетители с трудом понимают, почему нельзя использовать фотокамеры в Национальной галерее, но можно в галереях Тейт Модерн и Тейт Бритен. Или, находясь в постоянной экспозиции той же Тейт, многие не могут прочесть написанный мелким шрифтом запрет фотографировать работы, предоставленные другими организациями на временные выставки.

Кроме того, галерея Тейт в разделе «Коллекция» на своем сайте не воспроизводит многие собственные работы XX и XXI веков из-за «ограничений по авторскому праву». Однако посетители регулярно фотографируют именно эти картины и выкладывают снимки в социальные сети.

Недавно в Фэрфилдском университете в США было проведено исследование психологии посетителя музеев. Психолог Линда Хенкель доказала, что те, кто снимают в музеях, помнят меньше работ и их деталей, чем те, кто только смотрел на них. «Когда вы нажимаете на кнопку затвора, вы посылаете сигнал своему мозгу, говорящий ему: «Я только что поручил это дело внешнему исполнителю, и камера будет помнить это для меня». Фотографии — это трофеи. Вы хотите показать людям, где вы были, вместо того чтобы сказать себе: «Это важно, я хочу это запомнить», — объясняет Хенкель.

Что касается российских музеев, то Государственная Дума планирует внести поправки в статью 36 закона «О музейном фонде РФ и музеях в Российской Федерации» и разрешить посетителям свободно фотографировать экспонаты в личных целях. Сейчас проводить съемку в отечественных музеях можно только с разрешения дирекции.

Самое читаемое:
1
Эрмитаж раскрыл обстоятельства приобретения «Острова мертвых» Арнольда Бёклина
Средства на выкуп полотна музей искал около трех лет, в итоге работа была приобретена благодаря целевому пожертвованию. Имена спонсора и бывшего владельца не разглашаются, однако известно, что 40 лет назад картину предлагали Пушкинскому музею
22.02.2023
Эрмитаж раскрыл обстоятельства приобретения «Острова мертвых» Арнольда Бёклина
2
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Главные выставки весны
3
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
Один из главных козырей русской культуры — балет — стал темой эффектной выставки в санкт-петербургском Манеже. «Первая позиция. Русский балет» предназначена не только балетоманам, но и тем, кто не может отличить плие от арабеска
28.02.2023
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
4
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
5
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
6
От Медичи до Ротшильдов: банкиры — заказчики, меценаты и коллекционеры
Взаимоотношениям между художниками и их покровителями, а также роли финансистов в создании произведений и роли искусства в укреплении социального статуса банкиров на протяжении столетий посвящена большая выставка в Милане
22.02.2023
От Медичи до Ротшильдов: банкиры — заказчики, меценаты и коллекционеры
7
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак покидает пост по собственному желанию. Ее место займет Елизавета Лихачева, директор Музея архитектуры им. А.В.Щусева, который, в свою очередь, возглавит Наталья Шашкова
21.03.2023
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+