18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Эль Лисицкий: одна выставка, два музея, один каталог

№61
Материал из газеты

Каталог к двухчастной выставке «Эль Лисицкий / El Lissitzky» как попытка осмыслить творчество художника в системе координат Gesamtkunstwerk — единого жизнестроительного проекта

После десятилетий  умалчивания фигура Эль Лисицкого вновь оказалась на художественном олимпе — еще в перестройку. В 1990 году в Третьяковской галерее прошла его персональная выставка с экспонатами из здешних фондов. Графики Лисицкого в ГТГ довольно много, причем первоклассной, но исчерпывающим тот показ назвать все же нельзя. До подробной монографической выставки дело дошло лишь недавно.

Двухчастная ретроспектива в залах Новой Третьяковки и Еврейского музея, проходившая на рубеже 2017–2018 годов, вышла достаточно представительной, чтобы по ней можно было судить о Лисицком как о художнике-универсале. Ряд экспонатов, правда, заполучить не удалось — прежде всего из-за проблем в области культурного обмена с США, — но итоговый список все равно оказался внушительным. Особенно важными для проекта стали «живописные проуны» на холсте или фанере — такого рода вещей в России нет.

Выставка делилась на две части по ряду критериев — скажем, логично было показать книжную графику Лисицкого времен «еврейского ренессанса» именно в Еврейском музее. Но концепция предполагалась единой для двух площадок, и это единство становится еще более заметным в каталоге, макет которого (удачная работа дизайнера Евгения Корнеева) явственно отсылает к экспериментам в духе 1920-х годов.

В заглавной статье куратор выставки Татьяна Горячева пишет о том, что возникал соблазн взять за основу план, который Лисицкий разработал для самопрезентации в рукописи начала 1930-х «Художник-изобретатель El». При такой установке на реконструкцию авторского замысла результат наверняка бы получился более цельным и зрелищным. Но в итоге решено было балансировать «между академическим музейным подходом и попыткой все же осмыслить творчество Лисицкого в системе координат Gesamtkunstwerk — единого жизнестроительного проекта». Не последнюю роль в этом решении сыграло желание показать произведения, выбивающиеся из авторского канона — как ранние, доавангардные, так и поздние, рубежа 1930‑х — 1940-х, когда художник был ощутимо подвержен «вынужденной идейной ангажированности».

Визуальный материал в каталоге распределен по понятным, даже очевидным рубрикам: «Проуны», «Проекты оформления выставок», «Архитектурные проекты»... В то же время упомянутый Gesamtkunstwerk в применении к Лисицкому отнюдь не фигура речи, а вполне практическая формула. Вывести некоторые закономерности можно, конечно, почти интуитивно, однако целый отряд экспертов приходит на помощь. Из статей Александра Канцедикаса, Кая-Уве Хемкена, Михаила Карасика, Фаины Балаховской, Виллема Яна Рендерса складывается мысленная мозаика, где разновидности художественного труда наподобие «типографики» или «рекламного плаката» утрачивают свою жанровую особость и самодостаточность. 

Правда, чем дальше Эль Лисицкий уходил от коллективного витебского опыта, тем меньше, в отличие от Малевича, руководствовался иррациональными, почти мистическими озарениями. Так что его универсализм и «внежанровость» кажутся из сегодняшнего дня едва ли не порождением сугубо рационального разума. Недаром все-таки в его университетском дипломе значилось «архитектор-инженер». Впрочем, не стоит забывать слова самого Лисицкого: «Надо очень любить свое дело для того, чтобы чистый рассудок, очень ясный, потерять в последний момент, — только тогда что-то может быть создано». 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+