18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Эль Лисицкий: одна выставка, два музея, один каталог

№61
Материал из газеты

Каталог к двухчастной выставке «Эль Лисицкий / El Lissitzky» как попытка осмыслить творчество художника в системе координат Gesamtkunstwerk — единого жизнестроительного проекта

После десятилетий  умалчивания фигура Эль Лисицкого вновь оказалась на художественном олимпе — еще в перестройку. В 1990 году в Третьяковской галерее прошла его персональная выставка с экспонатами из здешних фондов. Графики Лисицкого в ГТГ довольно много, причем первоклассной, но исчерпывающим тот показ назвать все же нельзя. До подробной монографической выставки дело дошло лишь недавно.

Двухчастная ретроспектива в залах Новой Третьяковки и Еврейского музея, проходившая на рубеже 2017–2018 годов, вышла достаточно представительной, чтобы по ней можно было судить о Лисицком как о художнике-универсале. Ряд экспонатов, правда, заполучить не удалось — прежде всего из-за проблем в области культурного обмена с США, — но итоговый список все равно оказался внушительным. Особенно важными для проекта стали «живописные проуны» на холсте или фанере — такого рода вещей в России нет.

Выставка делилась на две части по ряду критериев — скажем, логично было показать книжную графику Лисицкого времен «еврейского ренессанса» именно в Еврейском музее. Но концепция предполагалась единой для двух площадок, и это единство становится еще более заметным в каталоге, макет которого (удачная работа дизайнера Евгения Корнеева) явственно отсылает к экспериментам в духе 1920-х годов.

В заглавной статье куратор выставки Татьяна Горячева пишет о том, что возникал соблазн взять за основу план, который Лисицкий разработал для самопрезентации в рукописи начала 1930-х «Художник-изобретатель El». При такой установке на реконструкцию авторского замысла результат наверняка бы получился более цельным и зрелищным. Но в итоге решено было балансировать «между академическим музейным подходом и попыткой все же осмыслить творчество Лисицкого в системе координат Gesamtkunstwerk — единого жизнестроительного проекта». Не последнюю роль в этом решении сыграло желание показать произведения, выбивающиеся из авторского канона — как ранние, доавангардные, так и поздние, рубежа 1930‑х — 1940-х, когда художник был ощутимо подвержен «вынужденной идейной ангажированности».

Визуальный материал в каталоге распределен по понятным, даже очевидным рубрикам: «Проуны», «Проекты оформления выставок», «Архитектурные проекты»... В то же время упомянутый Gesamtkunstwerk в применении к Лисицкому отнюдь не фигура речи, а вполне практическая формула. Вывести некоторые закономерности можно, конечно, почти интуитивно, однако целый отряд экспертов приходит на помощь. Из статей Александра Канцедикаса, Кая-Уве Хемкена, Михаила Карасика, Фаины Балаховской, Виллема Яна Рендерса складывается мысленная мозаика, где разновидности художественного труда наподобие «типографики» или «рекламного плаката» утрачивают свою жанровую особость и самодостаточность. 

Правда, чем дальше Эль Лисицкий уходил от коллективного витебского опыта, тем меньше, в отличие от Малевича, руководствовался иррациональными, почти мистическими озарениями. Так что его универсализм и «внежанровость» кажутся из сегодняшнего дня едва ли не порождением сугубо рационального разума. Недаром все-таки в его университетском дипломе значилось «архитектор-инженер». Впрочем, не стоит забывать слова самого Лисицкого: «Надо очень любить свое дело для того, чтобы чистый рассудок, очень ясный, потерять в последний момент, — только тогда что-то может быть создано». 

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
4
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
5
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
6
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
7
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+