18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Марина Гисич: «Непродаваемое сегодня будет продаваемым завтра»

№61
Материал из газеты

Петербургская галеристка Марина Гисич рассказала The Art Newspaper Russia, зачем арт-дилеру заниматься дизайном, как галерея становится художнику роднее матери и почему «непродаваемого» искусства не бывает

Справка

БИОГРАФИЯ

Марина Гисич
Галерист

В юности занималась художественной гимнастикой, входила в юношескую сборную олимпийского резерва.
Первую выставку устроила в 1994 году в Париже.
В 2000 году открыла галерею Marina Gisich Gallery, в 2004-м — дизайн-бюро.
Галерея участвовала в ярмарках viennacontemporary (Вена), Contemporary Istanbul (Стамбул), Volta (Нью-Йорк), ARCO (Мадрид), Art Miami (Майами), Art Paris (Париж), Cosmoscow (Москва).
В 2012–2013 годах Marina Gisich Gallery курировала запуск Ural Vision Gallery в Екатеринбурге. 
Среди проектов Marina Gisich Gallery — выставки в Художественном музее Вяйнё Аалтонена (Турку), МАММ, MMOMA.

Еще…

Как у вас появилась мысль работать с искусством профессионально?

Совершенно спонтанно. Я всю жизнь была в большом спорте. Когда мы с мужем купили квартиру в Петербурге, мы решили, что там будут не только стулья и диваны, но и искусство. Пришли в галерею «Спас» — там было такое серьезное искусство 1980‑х годов, добротное, с религиозным акцентом. Я узнала адреса художников, стала ходить в мастерские. И открыла для себя удивительный мир людей, которые занимаются творчеством, и им совершенно наплевать на материальную сторону вопроса. Первые работы мы покупали для себя. Конечно, не имея никакого опыта, выбирали в основном совершенно не то. Но это меня подтолкнуло разобраться в вопросе серьезнее. Мои амбиции начали зашкаливать, мне захотелось в области, о которой я еще мало знаю, рвануть сразу на Олимп. От большого спорта у меня осталось желание всех обогнать — я думаю, мне это иногда помогает, а иногда вредит: в нормальной жизни не надо всегда быть лучше всех. 

Я решила устроить выставку в Париже — не зная, ни как транспортировать искусство, ни как организовать выставку, ни как на ней работать. В общем, сразу головой в омут. Естественно, мы ее завалили. Это была потеря большой для меня суммы денег. Муж радовался, думая, что после такого провала я больше не буду ввязываться в подобные истории. Но на меня эта пощечина подействовала иначе. 

Я решила получить образование, разобраться в вопросе и потом уже решить, хочу я заниматься галерейным делом или нет. Стала ходить на лекции известных петербургских кураторов при Фонде Сороса, в лекторий Эрмитажа. Благодаря этой выставке я познакомилась с чудесными художниками Валерием Луккой, Глебом Богомоловым, с которым и сейчас работаю, Александром Герасимовым. До сих пор не понимаю, почему эти люди дали мне карт-бланш. Думаю, что 99% девушек, приходивших к ним с похожими предложениями, ушли ни с чем.

При этом параллельно вы стали заниматься дизайном интерьеров?

Есть две совершенно разные Marina Gisich: галерея и дизайн-студия. В любой работе существует иерархия. Для меня главное — галерея. Остальное помогает ей расти и крепнуть. Дизайном я занялась уже после основания галереи. Тоже, кстати, случайно. Знакомый, известный человек в Петербурге, неожиданно попросил: «Сделай мне квартиру». И это был не закуток в хрущевке, а большое пространство. Интерьер попал в журнал AD, после этого я стала получать заказы.  На дизайн уходит порядка 50% моего времени. Я веду одну-две квартиры в год, не более. Для меня это прежде всего возможность продвигать искусство, заражать им своих заказчиков, а они, в свою очередь, через свой интерьер заражают других интересом к нему. Я хочу поделиться этим особым счастьем сосуществования с искусством, когда вы дробите свой отпуск на части, чтобы одну провести на пляже, а другую — в музеях, или едете в Майами именно в декабре, потому что знаете, что во время Art Basel там соберется весь белый свет.

Когда мы начали ездить на ярмарки и увидели, как западные коллекционеры живут в искусстве, мне захотелось, чтобы мои русские друзья и клиенты тоже стали частью этого процесса. Я сама, если бы была очень богата, только бы и делала, что курсировала с ярмарки на ярмарку, с выставки на выставку и покупала все, что нравится. Этот стиль жизни очень заразителен!

Но сейчас вы ездите на ярмарки не как коллекционер, а как участник. По какому принципу вы их выбираете?

Мы — одна из немногих российских галерей, которые регулярно, три-четыре раза в год, участвуют в международных ярмарках. Кроме нас на них ездят «11.12», Anna Nova Gallery, pop/off/art, Iragui. Именно они сейчас лицо российского современного искусства в мире. Это большие финансовые риски и серьезная ответственность. Мы выбираем те ярмарки, где можем захватить большой срез коллекционеров. В этом плане важна Cosmoscow: она дает большой пласт российских покупателей. Ведь среди наших клиентов всего процентов 20 из Петербурга, остальные — это Москва, другие города России и международный рынок.

Работа на зарубежных ярмарках, как ни странно, важна и для продаж в России. Коллекционеры видят, что мы вкладываемся в продвижение наших художников. Так, 70% работ, которые мы продаем на той же Art Miami, уходят к российским покупателям. Но она дает и серьезный срез американских и латиноамериканских коллекционеров, да и европейцы туда доезжают. Поэтому мне нужна эта ярмарка, хотя она и обходится в пять раз дороже Вены, вдвое — Мадрида и втрое — Москвы. При этом никто не будет у вас покупать ни в Майами, ни в Мадриде, если вы не съездите туда четыре-пять раз подряд. Даже чтобы выйти в ноль, нужно серьезно потрудиться. И нужно привозить искусство, которое попадает в концепцию ярмарки, что тоже сложно. 

Наше искусство не всегда попадает в западные концепции: оно другое, особенно, может быть, в моей галерее — более фигуративное, с достаточно серьезным нарративом. С одной стороны, это вроде как плохо, а с другой — мы очень выделяемся на ярмарках из общей массы. Для меня важно, чтобы художники были не среднеевропейского вкуса, а морально выросшими в России, но при этом говорили на международном художественном языке. Искусство должно быть русским — не только по месту рождения, а по мысли, но при этом его «русскость» должна быть не матрешечной, а европейской. Мне кажется, это чисто петербургский подход.

Именно поэтому вы предпочитаете работать с петербургскими художниками? 

Я изначально выбрала именно этот пласт по нескольким причинам. В первую очередь потому, что в городе богатая художественная традиция: в 1980-х здесь одновременно сосуществовали «газаневская культура», «Новая академия», некрореализм... Процесс был не менее интенсивным, чем в Москве, хотя на международной арене сейчас более заметен московский романтический концептуализм. На мой взгляд, это упущение. Оно вызывает удивление и у коллекционеров. Для меня и моих коллег из Anna Nova Gallery, Name Gallery это открывает огромное поле деятельности. Хотя мы не ограничиваемся петербургским искусством — среди наших авторов есть Кирилл Челушкин, Дима Цыкалов, москвичи, давно работающие в Париже. 

Команда художников, на которых сегодня опирается галерея, — это люди, с которыми мы вместе начинали лет 15 назад: Марина Алексеева, Григорий Майофис, Виталий Пушницкий, Керим Рагимов. Здорово, что мы сумели их удержать! Это ежедневная работа — доказывать хорошим, зрелым художникам, что именно ты — та галерея, в которую они должны поверить. Нужно подтверждать, что ты лучшая, теряя деньги на ярмарках, приглашая хороших кураторов, делая серьезные проекты в музеях. Это семейные отношения в прямом смысле слова. Мы являемся материнской галереей для многих из них.

Что значит «материнской»?

Это значит, что если все плохо и страна умерла, рухнула, то ты несешь полную ответственность за художника: ездишь на ярмарки, продаешь работы, несмотря ни на что. Но если другая галерея захочет работать с ним, она приходит ко мне. И я решаю. Если галерея нашего уровня или выше и если она готова вместе с нами вкладываться в международную карьеру художника, то мы будем сотрудничать. А если галерея хочет лишь взять работы и продать, тогда нет! Например, у Тани Ахметгалиевой материнская галерея не мы, а финская Forsblom. Значит, работая с художником, мы принимаем условия этой галереи, согласуем с ней все цены, все ярмарки, на которые везем его работы.

Пополняете ли вы свой пул за счет молодых художников?

Мы не работаем с совсем уж начинающими. Я считаю, должна быть классификация галерей. Есть те, которые запускают художника. А дальше вступают в дело галереи с опытом, имеющие связи с коллекционерами и ярмарками. Если мы берем в команду молодых, то это не новички, а, скажем так, уже «подрощенные» — 30–32 года. Такие, как Иван Горшков, Семен Мотолянец, та же Таня Ахметгалиева. Нам нужны те, кто из искусства не уйдет в дизайн или полиграфию, не будет пускать свои работы на поток. 

Очень интересно оказалось работать с объединением «Паразит». Это питерская группировка, к которой мы 15 лет боялись подступиться из-за ее авангардности. Среди ее лидеров Владимир Козин, также активный участник и идеолог арт-группы «Новые тупые». Они подбирались ко мне очень долго, и наконец я сказала: «Хорошо, берите наше тело, паразитируйте!» И они набежали, захватили галерею, честно, без всякой дедовщины распределили между собой квадратные метры: кому на полу, кому на потолке. Мне нравится их открытость и искренность. Это тот случай, когда художник живо реагирует на современную реальность, независимо от рынка. Не только молодые, но и зрелые, успешные художники приходят в «Паразит», чтобы попробовать отказаться от «протоптанных троп», испытать себя. Благодаря этой команде мы расширяем круг авторов. Александр Морозов, Семен Мотолянец, Керим Рагимов, Иван Тузов, Александр Шишкин-Хокусай — все пришли оттуда. 

Многие ваши художники делают инсталляции и другие некоммерческие проекты. Как вы находите баланс между продаваемым и непродаваемым искусством?

Что значит «продаваемое»? Например, мы работаем с инсталляцией «Библиотека Пиноккио» Петра Белого, сделанной из перекрытий петербургских коммунальных квартир. После того как мы показали один из первых тиражей, она стояла у нас лет десять. И вдруг за два месяца мы продали три тиража. Непродаваемое сегодня будет продаваемым завтра! 

Я не работаю только с произведениями, которые служат изображением каких-то политических идей. Это искусство не для галерейных пространств, а для некоммерческих — биеннале и так далее. Когда проект выстраивает приглашенный куратор, он обычно сильно отклоняется в некоммерческую сторону, выбирая далеко не те вещи, которые мне хотелось бы потом продавать. Но результат его работы повлияет потом и на инвестиционную привлекательность этих произведений. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+