18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Русские в Вене: стартовала ярмарка viennacontemporary

Hidde van Seggelen viennacontemporary / A. Murashki
Hidde van Seggelen viennacontemporary / A. Murashki

В этом году молодая венская ярмарка второй раз открылась на площадке Marx Halle — в реконструированном промышленном комплексе XIX века на востоке Вены.

Утром в среду на стенды 112 галерей из 28 стран пожаловали первые посетители, в основном журналисты, пришедшие на пресс-конференцию. Кое-где в срочном порядке монтировали сложные инсталляции перед вечерним вернисажем, но подавляющее большинство работ уже висело на своих местах. Председатель совета директоров ярмарки Дмитрий Аксенов, превративший ее в ту viennacontemporary, которую мы видим, рассказал, что предполагает в ближайшие пять лет войти со своим детищем в десятку лучших ярмарок мира. Секрет успеха он описал посредством анекдота: «Надо работать. У меня есть бизнес в России, молочное производство. Меня спрашивают, как сделать так, чтобы коровы меньше ели, но при этом давали больше молока. Ответ прост — надо их меньше кормить и больше доить».

Организаторы ярмарки не делают упора на российский арт-рынок, а скорее, стремятся поддерживать восточноевропейские галереи в целом. Соотношение на нынешней VC примерно такое: треть — восточноевропейские галереи, треть — местные австрийские и треть — весь остальной мир, включая, например, Тайвань и Южную Корею. Однако российский акцент ярмарки все же ощущается: повсюду слышна русская речь, в ВИП-службе есть русскоговорящие сотрудники и гиды.

Среди участников ярмарки — пять российских галерей: «Риджина», Triangle и галерея «21» из Москвы, Галерея Марины Гисич и галерея Iragui из Санкт-Петербурга. Другие отечественные участники — коллектив Sparta Curators Collective Лизы Савиной и совместный проект художника Сергея Кищенко и группы Resanita «Журнал наблюдений». Также большой стенд в зоне институций представил Музей современного искусства «Гараж».

Венская ярмарка предлагает искусство самых разных ценовых категорий, но в целом верхняя планка колеблется в районе нескольких десятков тысяч евро: есть работы и гораздо дороже, есть и сильно дешевле, однако сверхдорогое искусство здесь непопулярно. Огромное живописное панно канадского художника Дмитрия Грецкого на стенде галереи Гисич обойдется в €40 тыс. Там же можно приобрести фотографии Тимофея Парщикова и видеобоксы Марины Алексеевой. Самая дорогая работа на стенде галереи «Риджина» — гуашь берлинского художника Ральфа Цирфогеля стоимостью €33 тыс. «Риджина» привезла выставку, которая, по замыслу ее директора Михаила Овчаренко, должна создавать другой, непривычный образ российского искусства. С работами Цирфогеля соседствуют картины Виктора Алимпиева, Павла Пепперштейна, Марии Серебряковой, редкие коллажи Ивана Чуйкова. Галерея «21» в этом году начала сотрудничать с Сергеем Шутовым и предлагает его работы 1990-х годов. «Мальчик с водой», узнаваемая картина ярких цветов с аппликацией из разноцветного меха и блесток, обойдется в €15 тыс., а небольшие работы с изображениями планет можно приобрести по €5 тыс. Галерея Triangle выставила на стенде видео Саши Пироговой «Библимлен» и Agon, а также предлагает холсты московского уличного художника Кирилла Кто (от €2 тыс. за небольшую работу до €11 тыс. за крупные полотна).

Лиза Савина привезла работы Пахома, Георгия Литичевского, Гоши Острецова и других авторов прямиком из «Русского дома» в Берлине, где делала выставку актуальной графики из России. В будущем, по словам основательницы Sparta Curators Collective, она планирует развивать проект выставок современного искусства в «Русских домах» по всему миру, многие из которых нуждаются в обновлении культурной программы.

По словам Дмитрия Аксенова, потенциал российского рынка пока не позволяет устроить достойную ярмарку в России, хотя многие в этом году сравнивали viennacontemporary и Cosmoscow. Можно говорить о том, что в Вене второй год подряд проходит смотр достойных отечественных галерей, которые хотят работать с международной аудиторией. Сумму аренды стендов участники предпочитают не разглашать, но утверждают, что цена вдвое меньше, чем на крупных ярмарках уровня Frieze. Помимо прочего, viennacontemporary уже успела завоевать признание как одна из самых гостеприимных европейских ярмарок: всем ВИП-гостям предоставляются услуги гидов, бесплатный вход в крупнейшие городские музеи и встречи с художниками, музейщиками и кураторами. Каждый день отмечен проведением круглых столов и лекций о современном искусстве и будущем индустрии. Ярмарка продлится до воскресенья.

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Рейтинг посещаемости российских музеев за 2022 год: топ-50
Мы публикуем рейтинги посещаемости российских музеев ежегодно начиная с 2013-го и воспринимаем их как статистическое отражение реальной ситуации в музейной сфере. Для наших музеев 2022 год оказался не худшим
04.05.2023
Рейтинг посещаемости российских музеев за 2022 год: топ-50
3
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
4
Рейтинг посещаемости российских художественных выставок за 2022 год: топ-50
Топ-50 самых популярных российских выставок за 2022 год составлен на основании опроса, проведенного нашей редакцией. Во внимание принимались только художественные выставки или те, что содержали художественную составляющую
04.05.2023
Рейтинг посещаемости российских художественных выставок за 2022 год: топ-50
5
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
6
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
7
Музейный рейтинг, обратная связь: ни к старому, ни к новому, а к приемлемому
Приоритеты, тренды, активности и другие перспективные формы работы отечественных музеев — в нашем обзоре
04.05.2023
Музейный рейтинг, обратная связь: ни к старому, ни к новому, а к приемлемому
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+