18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

История суперобложки в XX веке

№61, март 2018
№61
Материал из газеты

От голой утилитарности к концептуальной красоте — и обратно

Селестино Пьятти. Обложка Graphis Annual 58–59. Фото: Thames & Hudso
Селестино Пьятти. Обложка Graphis Annual 58–59.
Фото: Thames & Hudso

В 1949 году скромный статус супер­обложки заметно повысился, когда в лондонском Музее Виктории и Альберта выставили 460 ее лучших образцов. Тогда законодатели мод подтвердили: да, теперь это искусство. Впрочем, согласны с этим были не все. Остроумец, денди и грубиян Макс Бирбом сравнил рассматривание цветных обложек с «посещением попугайника в зоологическом саду».

В книге The Illustrated Dust Jacket, 1920–1970 («Иллюстрированная суперобложка 1920–1970‑х годов») Мартин Солсбери пишет, что прежде к суперобложке относились безразлично. В XIX столетии читатели, ставя на полку новый том, выбрасывали его суперобложку (даже почтенная Лондонская библиотека снимала обертки с книг). С наступлением XX века назначение супер­обложки изменилось: превратившись из средства защиты книги в ее рекламу, она в конце концов стала барометром нашей любви к книгам как к предметам материального мира.

Martin Salisbury. The Illustrated Dust Jacket, 1920–1970. Thames & Hudson. 200 с. £24,95. На английском языке
Martin Salisbury. The Illustrated Dust Jacket, 1920–1970. Thames & Hudson. 200 с. £24,95. На английском языке

В этой познавательной работе, охватывающей пять десятилетий, описывается золотой век иллюстрированной суперобложки, пришедший на смену временам, когда она воспринималась чем-то вроде простой обертки. Причем академическая скрупулезность повествования Солсбери, преподавателя графики в Кембриджской школе искусств Английского университета Рескина, удачно сочетается с пылом энтузиаста.

В книге воспроизведены суперобложки авторства 156 художников, а также даны краткие описания их работ и биографические справки. Наряду с этим здесь вкратце преподнесена история искусства середины XX века с характеристикой ряда направлений: ар-деко, модернизм, неоромантизм, футуризм. На страницах книги фигурируют имена прославленных иллюстраторов Джона Нэша, Джона Пайпера, Дункана Гранта, Ванессы Белл, Эдварда Боудена, которые сов­мещали иллюстрирование обложек с другими коммерческими проектами и работой в области изобразительного искусства. 

Некоторые оформители получили известность благодаря единственной иллюстрации. Например, Ханс Тисдолл прославился знаковой работой к роману Джузеппе ди Лампедуза «Леопард». А Майкл Митчелл, обретший славу как E. Michael Mitchell, близкий друг Джерома Дэвида Сэлинджера, придумал непревзойденную суперобложку к его роману «Над пропастью во ржи» (суперобложки к произведениям Сэлинджера делали и другие художники, но их имена впоследствии канули в безвестность).

Есть и такие замечательные образцы этого искусства, которые ждут своего повторного открытия. Например, замечательным иллюстратором была Хизер Стэндринг, художник-«сдельщик», рисовавшая супер­обложки и к романам, и к кулинарным книгам. Слова Стэндринг, написанные ею в 1960 году, дают понять, что ныне суперобложки стали тоскливо стереотипными: «Качество моих иллюстраций во многом зависит от текста и от времени, которое я уделяю реализации своих замыслов». Книга Солсбери как раз и напоминает нам о том, что свобода художественного выражения все чаще стала размениваться на скорость и выгоду.  

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
3
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
7
Главные выставки лета
Инсталляции Кабакова, приобретения Екатерины Великой, кураторские проекты главной галеристки русского авангарда и многое другое в нашем списке самых интересных выставок этого лета
07.06.2023
Главные выставки лета
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+