18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Еще раз про архитектуру модерна в Санкт-Петербурге

Борис Кириков завершает авторскую каталогизацию петербургской архитектуры начала ХХ столетия. В фокусе третьего тома — сверхмодный градостроительный стиль эпохи

Заключительная часть этого трехтомника называется «Общественные здания. Книга вторая». Предыдущие тома — «Особняки и доходные дома» и первая книга, посвященная общественным зданиям, — выдержали уже не одно переиздание и стали библиографической редкостью. Борис Кириков не только крупнейший историк архитектуры Петербурга — он много лет работал в Комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП). Благодаря его трудам почти 2 тыс. памятников архитектуры города получили охранный статус, право на реставрацию и, таким образом, сохранились для потомков.

Модерн в архитектуре — предмет особой любви Кирикова. Еще в 1960–1970-е годы, когда модерн называли «упадническим стилем», недостойным изучения и сохранения, он самостоятельно составил список из 800 зданий, построенных в Петербурге в начале XX века, обходя город квартал за кварталом. В годы перестройки появилась мысль выпустить книгу-справочник «100 памятников петербургского модерна». Но, как рассказал корреспонденту TANR сам Борис Михайлович, в процессе работы над ней текст начал разрастаться, появилась необходимость отделить особняки от доходных домов и культовых сооружений, и стало очевидно, что легкомысленным справочником для описания архитектуры модерна в Петербурге не обойтись, требуется многотомное издание.

Однако встреча с профессиональным издательством, которое бы взялось за такой труд, состоялась лишь на рубеже тысячелетий. Первый том, «Особняки и доходные дома», увидел свет в 2003 году. Он практически сразу был распродан и переиздавался с тех пор шесть раз. Следом с большим перерывом появилась первая книга, посвященная общественным постройкам: она вышла в 2011 году и уже тоже выдержала несколько переизданий. В первом томе — 50 глав, каждая из которых рассказывает об одном объекте, во втором и третьем томах — по 25 глав, каждый объект рассматривается наряду с аналогичными ему или противостоящими. В результате создается архитектурно-исторический контекст, который очень важен для понимания архитектуры города в целом.

В недавно вышедшую вторую книгу «Общественных зданий» включены строения второй половины 1900-х годов, периода зрелого и позднего модерна. Это такие известные сооружения, как универмаг у Красного моста, знаменитый Au Pont Rouge, возведенный в 1906–1907 годах по проекту архитекторов Владимира Липского и Константина Рошефора, или дом Мертенса 1911–1912 годов на Невском проспекте — проект Мариана Лялевича.

Наряду со знаменитыми и сохранившимися памятниками в книге Бориса Кирикова можно прочитать и об утраченных. Например, о снесенной несколько лет назад бывшей столовой Балтийского завода на Среднем проспекте Васильевского острова. Это было уникальное сооружение из монолитного железобетона, современное и красивое по рисунку. В том же интерьере находилась церковь Балтийского завода. Таким образом, было сформировано единое пространство, которое служило и церковью, и столовой, местом вкушения пищи телесной и духовной. Или еще пример. Вряд ли уже кто-то помнит, что на месте стадиона «Динамо» находилось деревянное здание спортклуба Северного банка. Оно еще стояло в 1960-е годы, потом его снесли — и теперь лишь благодаря книгам Кирикова можно узнать о нем и о других утраченных постройках.
Особое место в книге отведено храмам разных конфессий. Здесь можно подробно познакомиться с историей строительства храма Лурдской Божией Матери в Ковенском переулке, созданного архитектором Марианом Перетятковичем совместно с Леонтием Бенуа в 1903–1909 годах. Отдельные главы посвящены Буддийскому дацану (1909–1915) архитектора Гавриилы Барановского и соборной мечети (1909–1913) Николая Васильева.

Впрочем, книга Бориса Кирикова рассказывает не только об отдельных зданиях и сооружениях, перечисляя имена архитекторов и инженеров. Автор поднимает и серьезные вопросы истории архитектуры Петербурга, возникшие в предреволюционную эпоху: скажем, тему борьбы модерна с традиционным для города классицизмом и нарождающимся конструктивизмом.

Сейчас, по информации корреспондента TANR, обсуждается вопрос о переиздании всей трилогии, посвященной архитектуре модерна в Петербурге. 

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
4
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
5
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
6
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
22-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва» пройдет в Гостином Дворе и покажет галереи и проекты рекордного количества и разнообразия
21.04.2025
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
7
«ГЭС-2» раскапывает глубокие аспекты советской археологии
Выставка «Не слитно, не раздельно» не про орфографию. Она посвящена Хорезмской экспедиции — советскому модернистскому проекту, в котором археологические исследования были одним из этапов преобразования природы и жизни
16.04.2025
«ГЭС-2» раскапывает глубокие аспекты советской археологии
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+