18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Выставки марта в галереях Москвы

№61
Материал из газеты

Оксана Мась в «Триумфе», «Крепость» в «Ковчеге», Флоренские в Totibadze, Аня Желудь в АРТ4 и другие

Оксана Мась в «Триумфе»

Художница из Одессы Оксана Мась стала известна миру после того, как выставила в 2011 году в украинском павильоне в Венеции фрагмент Гентского алтаря из крашеных деревянных яиц. Попадание в биеннальный формат было 100%-м: местный колорит в сочетании с модной социальной темой (раскрашиванием яиц занималось множество участников по всему миру, включая заключенных). Монументальный проект — размер работы должен был составить 92 х 134 м — до сих пор не завершен, но идея художнице полюбилась. Абстракции из серии Mandala Dance, которые можно увидеть в галерее «Триумф», — яркая мозаика из авторских стикеров в форме яиц. Выставка «Трансфигурации», организованная галереей совместно с коллегами из «Эритажа», — своего рода мини-ретроспектива художницы, работы которой давно не показывали в Москве. (Направление это по очевидным причинам у украинских художников в последние годы не пользуется популярностью. Последняя выставка Мась была в том же «Триумфе» в 2012 году.) В инсталляции Spiritual Cities она использует планы культовых сооружений: церквей, синагог и мечетей. (Оксана Мась активно работает как архитектор.) Наиболее традиционна живописная серия Biomorphic Realism, в которой художница переосмысливает природные формы, сводя их к ярким абстракциям. Выставка, занявшая оба этажа галереи «Триумф» (редкий случай!), открыта до 11 марта. 

Флоренские в Totibadze

Александр Флоренский разрабатывает эстетику современного лубка еще со времен «митьков»: художник был одним из основателей легендарной петербургской арт-группы. Ироничная и в то же время трогательно-искренняя интерпретация всего народного, наивного и уличного давно стала фирменным стилем семейно-художественной «артели» Флоренских, члены которой работают и выставляются то совместно, то по отдельности. Жена Александра Ольга в одной из самых удачных своих серий вдохновляется старыми вывесками. Дочь Катя перерисовывает в лубочной стилистике почтовые марки, а ее стилизованная под наивную живопись и отчасти под житийные иконы серия «Духовные лидеры» даже выдвигалась на Премию Кандинского. В новой серии, посвященной достопримечательностям разных географических локаций — от Нью-Йорка до Соловков, Александр решил в прямом смысле слова добавить испытанному приему новое измерение. Аккуратные ящички с вырезанными из кровельной жести и раскрашенными элементами пейзажа напоминают декорации к кукольному спектаклю, разумеется, народному и уличному. Рождается и ассоциация с другим «ящиком» — телевизором, являющим утомленному взору картинку не менее плоскую и аляповатую. Изначально художник задумывал цикл с эффектом 3D как сольный проект, но в итоге привлек к делу всю семью. (Семья, если верить пресс-релизу, отчаянно сопротивлялась.) Результат коллективных трудов можно рассмотреть на выставке «Что мы видели» в галерее Totibadze на «Винзаводе» (8 марта — 8 апреля).

«Крепость» в «Ковчеге»

Галерея «Ковчег» верна себе: ее выставки, как правило, посвящены одному сюжету в трактовке разных художников первой половины — середины XX века и современных авторов. Нам уже показали экспозиции о ногах, очках, отдыхе на пляже и хождении строем. Формат беспроигрышный: искушенный зритель радуется неожиданным формальным параллелям и смысловым перекличкам, а тот, что понаивнее, доволен, что не нужно ломать голову над тем, «что данным произведением хотел сказать автор». Выставка «Крепость» (2 марта — 1 апреля) посвящена одной из исконных скреп российской действительности — алкоголю. Жанровые сцены Ольги Булгаковой и Александра Погоржельского, натюрморты Евгения Чарского, Георгия Ячеистова и Семена Агроскина раскрывают вечную тему во всех возможных ракурсах. Гвоздь программы — эскизы Антона Чиркова к монументальному полотну «Разгром винокуренного завода в Пензе» (1928), проливающие новый свет на истоки революционного энтузиазма народных масс в 1917 году.

Красулин в Nadja Brykina Gallery

Произведения шестидесятников сейчас в числе главных объектов желания коллекционеров. В этом можно убедиться на любой международной ярмарке. Работы западных звезд той эпохи красуются на видных местах едва ли не на каждом втором стенде. Галерея Нади Брыкиной, имеющая отделения в Цюрихе и Москве, пытается донести мировой тренд и до наших широт. Много лет она знакомила с русским искусством 1960‑х швейцарскую публику, а недавно возобновила активную выставочную деятельность на российской площадке. Выставка Андрея Красулина «В течение» (до 15 апреля) оставляет в стороне его живопись, сосредоточившись исключительно на скульптуре и объектах. В них ярче всего выражена специфика российского извода arte povera. Считается, что скульптор, в отличие от писателя, не может работать «в стол», но скульпторам советским это как-то удавалось. Красулин создавал новый пластический язык скрытно, полуподпольно — в тиши мастерской в свободное время от работы над портретами Белинского и барельефами для провинциальных театров. Классик неофициального искусства десятилетиями вел двойную жизнь, «в миру» оставаясь видным советским скульптором-монументалистом. Грубо обрубленные деревяшки, прутья, обломки мебели — весь этот древесный сор, переосмысленный автором в супрематическом ключе, обретает новое, философское измерение. В грубости материала открывается тайная красота, в случайном соединении элементов — высшая гармония. В основе экспозиции, придуманной куратором Виталием Пацюковым, лежит идея, что скульптура не рождается на земле, а падает с неба. Благо двухуровневое пространство Nadja Brykina Gallery на Мясницкой с высоким, как в спортзале, потолком верхнего этажа словно создано для того, чтобы строить выставку по вертикали. Кстати, это вполне соответствует духу 1960-х, эпохи покорения космоса, когда мысли и взоры человечества, особенно его части, запертой за железным занавесом, в поисках выхода нередко устремлялись ввысь, к обманчиво близким звездам.

Шварцман в «Открытом клубе»

Имя Михаила Шварцмана (1926–1997) вновь оказалось на слуху после больших выставок в ММОМА и Русском музее, приуроченных к 90-летию со дня рождения художника. Юбилей прошел, но любовь коллекционеров к искусству одного из самых свое­образных представителей нонконформизма осталась. Сложно устроенные, жесткие по структуре абстракции, которые Шварцман называл «иературами», критики сравнивают с кристаллами и музыкальными партитурами. Насыщенные с трудом поддающимися расшифровке тайными знаками, многие его полотна выглядят этакой «вещью в себе». Давая своим работам расплывчато-многозначительные названия вроде «Восторг высоты», «Семя» или «Пантеон», автор заставлял зрителя пристально всматриваться в них в поисках невидимых простым глазом мистических откровений. Галерея «Открытый клуб» на Спиридоновке дает возможность заглянуть в творческую кухню мастера — в его эскизах, набросках и необязательных почеркушках меньше тяжеловесного символизма, чем в живописи, зато отчетливо виден ход мысли, породившей эти хитроумные визуальные конструкции. Экспонаты на выставке «Михаил Шварцман. Работы на бумаге» (16–27 марта) — из частных коллекций театрального художника Сергея Бархина и других почитателей мастера. Достойный постскриптум к двум важным музейным проектам. 

Аня Желудь в АРТ4

Аня Желудь, полюбившаяся публике и критикам скульптурами из стальных прутьев — своего рода трехмерной графикой, в последнее время, кажется, окончательно переключилась на живопись. Впрочем, в новой серии работ, представленных на выставке в музее АРТ4, ностальгия по металлу налицо. Натюрморты, где в безвоздушном пространстве фона парят предметы, от которых осталась лишь жесткая, как сталь, структура, обнаруживают внутреннее родство с объектами художницы. Недавно Желудь переехала из деревенского дома, где провела несколько последних лет, в однушку в подмосковном поселке Электроизолятор. Новый проект — до жути откровенный дневник нескольких месяцев затворничества в тесной хрущобе. Художница вглядывается в вещи, живущие в заточении вместе с ней, и видит их насквозь, словно на рентгеновском снимке. Схематично изображенные пустые бутылки, горы посуды на плите, увядающие цветы в прямоугольных банках превращаются в символы вселенского убожества. Но — неожиданный поворот — на картинах появляются люди, что у Желудь бывает нечасто. Эти работы, написанные, в отличие от почти монохромных предметов, в более яркой гамме, портретами назвать язык не поворачивается: у фигур нет лиц, а у иных — и голов. Кто они? Реальны ли эти нежданные гости, решившие разделить одиночество автора? Вопросы повисают в воздухе, вызывая почти физически ощутимое чувство тревоги.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Виртуозы стендов: открылась Cosmoscow 2025
13-я Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow, проходящая 12–14 сентября на площадке «Тимирязев Центр», приятно удивила количеством и качеством искусства и праздничной атмосферой
12.09.2025
Виртуозы стендов: открылась Cosmoscow 2025
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+