В Лондоне показывают коллекции Карла I и Карла II

№60, февраль 2018
№60
Материал из газеты

Захватывающая история двух королевских собраний в двух выставках: разные подходы к коллекционированию у отца и сына, разные возможности и сотни шедевров, которые теперь украшают лучшие музеи мира

Антонис ван Дейк. «Тройной портрет Карла I». 1635–1636. Фото: Royal Collection Trust / Her Majesty Queen Elizabeth II, 2017
Антонис ван Дейк. «Тройной портрет Карла I». 1635–1636.
Фото: Royal Collection Trust / Her Majesty Queen Elizabeth II, 2017

Карл II (1630–1685) стал королем Англии и Шотландии спустя 14 лет после казни отца, Карла I (1600–1649), вернувшись в Лондон из изгнания и взойдя на трон в возрасте 30 лет. Его отец был страстным почитателем искусства и собрал огромную коллекцию (1570 картин и 400 античных скульптур), покупая полотна Тициана, Андреа Мантеньи, Альбрехта Дюрера и заказывая произведения своим великим современникам Питеру Паулю Рубенсу и Антонису ван Дейку.

После его казни часть коллекции была разграблена, часть продана за границу. Ее драматичной истории и посвящена выставка в Королевской академии «Карл I. Король и коллекционер», где впервые собраны вместе более сотни шедевров из когда-то блестящей монаршей коллекции — от античных скульптур и средневековых миниатюр до живописи барокко и шпалер, которые теперь украшают лучшие музеи мира. В свою очередь выставка «Карл II. Искусство и власть» в Букингемском дворце включает около 220 работ из коллекции, собранной Карлом II, взошедшим на престол после реставрации. В отличие от отца, он не мог похвастать ни политическим весом, ни финансовыми возможностями. К тому же Карл II искусством и не особенно интересовался. Тем не менее, еще будучи в изгнании во Франции, он вручил торговцу искусством Уильяму Фризеллу целый список картин, которые хотел бы заполучить, в том числе «Избиение младенцев» (1565–1567) Питера Брейгеля Старшего и «Святой Иероним» (1621–1623) Жоржа де Латура.

Джон Майкл Райт. «Портрет Карла II». Около 1676. Фото: Royal Collection Trust / Her Majesty Queen Elizabeth II, 2017
Джон Майкл Райт. «Портрет Карла II». Около 1676.
Фото: Royal Collection Trust / Her Majesty Queen Elizabeth II, 2017

Однако монарх пополнял свое собрание в основном благодаря дарам. Так, в 1660 году нидерландские провинции в честь реставрации династии Стюартов в лице Карла II преподнесли ему так называемый голландский дар — 28 полотен, в основном шедевров итальянского Возрождения, и 12 классических скульптур. Среди картин — «Мистический брак Екатерины Александрийской» (1562–1569) Паоло Веронезе, «Портрет Маргариты Палеолог» (1531) Джулио Романо, «Портрет Андреа Одони» (1527) Лоренцо Лотто, «Мадонна с Младенцем на фоне пейзажа с Товием и ангелом» (1530–1540) Тициана. А Томас Говард, 4-й граф Норфолк, которому Карл вернул земли и титул, преподнес в знак благодарности коллекцию своего деда — рисунки Леонардо, Ганса Гольбейна Старшего, Рафаэля, Пармиджанино и Дюрера. Из разоренной же коллекции отца Карлу II удалось вернуть немного, в частности «Сивиллу» (1635–1638) Орацио Джентилески, которая тоже включена в  выставку. 

Королевская академия художеств
Карл I. Король и коллекционер
До 15 апреля

Галерея королевы, Букингемский дворец
Карл II. Искусство и власть
До 13 мая

Самое читаемое:
1
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
2
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
Археологам Государственного Эрмитажа в полевом сезоне 2022 года удалось сделать очередное сенсационное открытие. Множество предметов, созданных около полутора тысяч лет назад, извлечены из кургана Чинге-Тей-1 в саянской Долине царей
25.01.2023
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
3
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
4
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
Ключевые экспонаты Владимиро-Суздальского музея-заповедника, прибывшие в Москву, иллюстрируют все эпохи и жанры искусства допетровской Руси
30.01.2023
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
5
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
6
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
7
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Робот в обличье японской художницы Яёи Кусамы, пишущий картины в витрине бутика Louis Vuitton в Нью-Йорке, побудил нас вспомнить самые выразительные образы роботов в искусстве
13.01.2023
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+