18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Лондоне показывают коллекции Карла I и Карла II

№60, февраль 2018
№60
Материал из газеты

Захватывающая история двух королевских собраний в двух выставках: разные подходы к коллекционированию у отца и сына, разные возможности и сотни шедевров, которые теперь украшают лучшие музеи мира

Антонис ван Дейк. «Тройной портрет Карла I». 1635–1636. Фото: Royal Collection Trust / Her Majesty Queen Elizabeth II, 2017
Антонис ван Дейк. «Тройной портрет Карла I». 1635–1636.
Фото: Royal Collection Trust / Her Majesty Queen Elizabeth II, 2017

Карл II (1630–1685) стал королем Англии и Шотландии спустя 14 лет после казни отца, Карла I (1600–1649), вернувшись в Лондон из изгнания и взойдя на трон в возрасте 30 лет. Его отец был страстным почитателем искусства и собрал огромную коллекцию (1570 картин и 400 античных скульптур), покупая полотна Тициана, Андреа Мантеньи, Альбрехта Дюрера и заказывая произведения своим великим современникам Питеру Паулю Рубенсу и Антонису ван Дейку.

После его казни часть коллекции была разграблена, часть продана за границу. Ее драматичной истории и посвящена выставка в Королевской академии «Карл I. Король и коллекционер», где впервые собраны вместе более сотни шедевров из когда-то блестящей монаршей коллекции — от античных скульптур и средневековых миниатюр до живописи барокко и шпалер, которые теперь украшают лучшие музеи мира. В свою очередь выставка «Карл II. Искусство и власть» в Букингемском дворце включает около 220 работ из коллекции, собранной Карлом II, взошедшим на престол после реставрации. В отличие от отца, он не мог похвастать ни политическим весом, ни финансовыми возможностями. К тому же Карл II искусством и не особенно интересовался. Тем не менее, еще будучи в изгнании во Франции, он вручил торговцу искусством Уильяму Фризеллу целый список картин, которые хотел бы заполучить, в том числе «Избиение младенцев» (1565–1567) Питера Брейгеля Старшего и «Святой Иероним» (1621–1623) Жоржа де Латура.

Джон Майкл Райт. «Портрет Карла II». Около 1676. Фото: Royal Collection Trust / Her Majesty Queen Elizabeth II, 2017
Джон Майкл Райт. «Портрет Карла II». Около 1676.
Фото: Royal Collection Trust / Her Majesty Queen Elizabeth II, 2017

Однако монарх пополнял свое собрание в основном благодаря дарам. Так, в 1660 году нидерландские провинции в честь реставрации династии Стюартов в лице Карла II преподнесли ему так называемый голландский дар — 28 полотен, в основном шедевров итальянского Возрождения, и 12 классических скульптур. Среди картин — «Мистический брак Екатерины Александрийской» (1562–1569) Паоло Веронезе, «Портрет Маргариты Палеолог» (1531) Джулио Романо, «Портрет Андреа Одони» (1527) Лоренцо Лотто, «Мадонна с Младенцем на фоне пейзажа с Товием и ангелом» (1530–1540) Тициана. А Томас Говард, 4-й граф Норфолк, которому Карл вернул земли и титул, преподнес в знак благодарности коллекцию своего деда — рисунки Леонардо, Ганса Гольбейна Старшего, Рафаэля, Пармиджанино и Дюрера. Из разоренной же коллекции отца Карлу II удалось вернуть немного, в частности «Сивиллу» (1635–1638) Орацио Джентилески, которая тоже включена в  выставку. 

Королевская академия художеств
Карл I. Король и коллекционер
До 15 апреля

Галерея королевы, Букингемский дворец
Карл II. Искусство и власть
До 13 мая

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
В Петербурге скончался искусствовед, куратор, писатель, знаток и исследователь итальянского искусства, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры Аркадий Ипполитов. Ему было 65
08.11.2023
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
3
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
Речь идет о списке с утраченного первообраза, сделанном в конце XVI века, некоторое время хранившемся в патриаршей резиденции в Переделкине и происходящем из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева
08.11.2023
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
4
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
5
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
6
«Скифское золото» из крымских музеев прибыло из Амстердама в Киев
Экспонаты выставки «Крым: золото и тайны Черного моря», проходившей в Нидерландах в 2014 году, стали предметом многолетнего судебного разбирательства, которое завершилось в пользу Украины
27.11.2023
«Скифское золото» из крымских музеев прибыло из Амстердама в Киев
7
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+