Российские арт-критики призывают зарубежных коллег и музейщиков к осторожности в работе с русским авангардом

Заявление российской секции Международной ассоциации художественных критиков (AICA) по поводу скандала с коллекцией Фонда Дилегем, собранной Игорем Топоровским

Полотно «Тибет», атрибутированное Николаю Рериху и датированное 1922 г. Фото: Dieleghem Foundatio
Полотно «Тибет», атрибутированное Николаю Рериху и датированное 1922 г.
Фото: Dieleghem Foundatio

В конце 2017 года Музей изящных искусств в Генте выставил в своей постоянной экспозиции 24 произведения, принадлежащие Фонду Дилегем и собранные Игорем Топоровским. Судя по этикеткам, они были представлены как работы Василия Кандинского, Казимира Малевича, Наталии Гончаровой, Ольги Розановой, Владимира Татлина, Любови Поповой, Александры Экстер, Павла Филонова, Александра Родченко, Михаила Ларионова, Лазаря Лисицкого, Алексея Явленского, главных мастеров русского искусства 1910–1920-х годов. Эту атрибуцию полностью приняла и поддержала директор музея г-жа Катрин де Зегер, которая объявила прессе, что столь значительный новый, доселе неизвестный материал даст возможность переписать историю русского авангарда.

Между тем множество специалистов, в основном искусствоведы из России, посетившие выставку или ознакомившиеся с ней по фотографиям, публично выразили сомнения в подлинности представленных картин. Дело было не только в самих произведениях, не соответствующих стилистическим и качественным показателям работ великих русских мастеров. В конце концов, по фотографиям нельзя составить окончательного мнения! Но историки искусства — специалисты по русскому авангарду заявили категорично о несостоятельности всех версий происхождения картин, собранных Топоровским, и публично обосновали свои суждения в средствах массовой информации. Никто, кроме г-на Топоровского и г-жи де Зегер, не взялся защищать подлинность выставленных работ. Частный коллекционер волен собирать и демонстрировать, что ему угодно, в том числе и подделки. Но директор музея в рамках своих профессиональных обязанностей и в пространстве руководимой им публичной институции не должен позволять себе подобной вольности. В данном случае показ сомнительного происхождения работ, вызвавший острую негативную реакцию экспертно-критического сообщества, не только наносит ущерб репутации музея, но и дискредитирует общекультурную и эстетическую значимость наследия великих русских художников ХХ века.

Никто не застрахован от ошибки, особенно если речь идет о непрофильном материале, каким для гентского музея является русский авангард. Допуская добросовестность заблуждений госпожи де Зегер, группа специалистов из разных стран обратилась к ней с открытым письмом, призывая провести научную экспертизу.

Катрин де Зегер и Игорь Топоровский. Фото: Fondation Dieleghem
Катрин де Зегер и Игорь Топоровский.
Фото: Fondation Dieleghem

Мы, члены российской секции AICA, крайне озабочены происходящим. Катрин де Зегер хорошо знакома с российскими специалистами, она неоднократно бывала и в Государственной Третьяковской галерее, и в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, лично знакома с директорами этих институций и, без сомнения, могла без труда получить консультации лучших российских экспертов, но не сделала этого. Хотелось бы, чтобы госпожа де Зегер объяснила свою позицию, что принципиально важно для сохранения доверия в профессиональной среде.

Мы призываем наших бельгийских коллег, а также сотрудников галерей и музеев других стран проявлять повышенную осторожность и не соглашаться на экспонирование, публикации и участие в коммерческом обороте произведений русских художников без научно подтвержденного провенанса и надежной проверки их подлинности.

Леонид Бажанов

Екатерина Бобринская

Тамара Галеева

Нина Геташвили

Ирина Горлова

Антонио Джеуза

Андрей Ерофеев

Галина Загянская

Михаил Каменский

Александр Саминский

Карина Караева

Ирина Карасик

Евгения Кикодзе

Андрей Ковалев

Елена Кульчинская

Елена Куприна-Ляхович

Людмила Лиманская

Юлия Лидерман

Красимира Лукичева

Виталий Пацюков

Елизавета Плавинская

Ирина Пронина

Алиса Прудникова

Елена Селина

Наталья Семенова

Наталья Тамручи

Анна Толстова

Игорь Чириков

Ирина Чмырева

Анна Чудецкая

Ольга Холмогорова

Анна Гор

*Список может обновляться

Самое читаемое:
1
Вандал пририсовал глаза фигурам на картине ученицы Малевича
Полотно Анны Лепорской страховой стоимостью 75 млн руб. подверглось нападению в екатеринбургском Ельцин Центре: неизвестный пририсовал шариковой ручкой глазки на абстрактных лицах двух фигур на картине. Полиция отказалась возбуждать уголовное дело
13.01.2022
Вандал пририсовал глаза фигурам на картине ученицы Малевича
2
Самые ожидаемые выставки 2022 года в России
Дуэли в Кремле, Цой в московском Манеже, Арчимбольдо в ГМИИ им. А. С. Пушкина, а также Куинн, Пистолетто и многие другие хиты, которые из-за пандемии мы ждем вот уже несколько лет
24.12.2021
Самые ожидаемые выставки 2022 года в России
3
Выставки за пределами Москвы, куда стоит отправиться в новогодние праздники
Музеи в Подмосковье и ближайших регионах активно привлекают внимание туристов, готовых на короткие зимние поездки, любопытными выставочными проектами
24.12.2021
Выставки за пределами Москвы, куда стоит отправиться в новогодние праздники
4
Лучшие выставки для новогодних каникул
В какие музеи стоит сходить в Москве и Петербурге в первые недели января: рекомендации по современному искусству, дизайну и старым мастерам
24.12.2021
Лучшие выставки для новогодних каникул
5
Третьяковка отреставрировала самую уравновешенную статую ХХ века
Бронзовая скульптура Иосифа Чайкова «Футболисты», отлитая в 1938 году для выставки в Нью-Йорке и 30 лет простоявшая на улице, после сложной четырехлетней реставрации возвратилась на постоянное место в зал № 15 Новой Третьяковки
10.01.2022
Третьяковка отреставрировала самую уравновешенную статую ХХ века
6
Искусство «мерча»: музейные магазины и сувениры
Музеи подходят к сувенирам со все большей фантазией и вниманием: торговля ими приносит заметную прибыль, а через вещи со своими логотипами и картинками они продвигают собственный бренд, идеологию и ценности
22.12.2021
Искусство «мерча»: музейные магазины и сувениры
7
Наталья Кочнева: «Ситуация, когда бизнес помогал культуре, только лишь давая деньги, безнадежно устарела»
Начальник управления корпоративной социальной ответственности, старший вице-президент банка ВТБ Наталья Кочнева рассказала нам о современных вариантах взаимодействия бизнеса и культуры
27.12.2021
Наталья Кочнева: «Ситуация, когда бизнес помогал культуре, только лишь давая деньги, безнадежно устарела»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+