Российские арт-критики призывают зарубежных коллег и музейщиков к осторожности в работе с русским авангардом

Заявление российской секции Международной ассоциации художественных критиков (AICA) по поводу скандала с коллекцией Фонда Дилегем, собранной Игорем Топоровским

Полотно «Тибет», атрибутированное Николаю Рериху и датированное 1922 г. Фото: Dieleghem Foundatio
Полотно «Тибет», атрибутированное Николаю Рериху и датированное 1922 г.
Фото: Dieleghem Foundatio

В конце 2017 года Музей изящных искусств в Генте выставил в своей постоянной экспозиции 24 произведения, принадлежащие Фонду Дилегем и собранные Игорем Топоровским. Судя по этикеткам, они были представлены как работы Василия Кандинского, Казимира Малевича, Наталии Гончаровой, Ольги Розановой, Владимира Татлина, Любови Поповой, Александры Экстер, Павла Филонова, Александра Родченко, Михаила Ларионова, Лазаря Лисицкого, Алексея Явленского, главных мастеров русского искусства 1910–1920-х годов. Эту атрибуцию полностью приняла и поддержала директор музея г-жа Катрин де Зегер, которая объявила прессе, что столь значительный новый, доселе неизвестный материал даст возможность переписать историю русского авангарда.

Между тем множество специалистов, в основном искусствоведы из России, посетившие выставку или ознакомившиеся с ней по фотографиям, публично выразили сомнения в подлинности представленных картин. Дело было не только в самих произведениях, не соответствующих стилистическим и качественным показателям работ великих русских мастеров. В конце концов, по фотографиям нельзя составить окончательного мнения! Но историки искусства — специалисты по русскому авангарду заявили категорично о несостоятельности всех версий происхождения картин, собранных Топоровским, и публично обосновали свои суждения в средствах массовой информации. Никто, кроме г-на Топоровского и г-жи де Зегер, не взялся защищать подлинность выставленных работ. Частный коллекционер волен собирать и демонстрировать, что ему угодно, в том числе и подделки. Но директор музея в рамках своих профессиональных обязанностей и в пространстве руководимой им публичной институции не должен позволять себе подобной вольности. В данном случае показ сомнительного происхождения работ, вызвавший острую негативную реакцию экспертно-критического сообщества, не только наносит ущерб репутации музея, но и дискредитирует общекультурную и эстетическую значимость наследия великих русских художников ХХ века.

Никто не застрахован от ошибки, особенно если речь идет о непрофильном материале, каким для гентского музея является русский авангард. Допуская добросовестность заблуждений госпожи де Зегер, группа специалистов из разных стран обратилась к ней с открытым письмом, призывая провести научную экспертизу.

Катрин де Зегер и Игорь Топоровский. Фото: Fondation Dieleghem
Катрин де Зегер и Игорь Топоровский.
Фото: Fondation Dieleghem

Мы, члены российской секции AICA, крайне озабочены происходящим. Катрин де Зегер хорошо знакома с российскими специалистами, она неоднократно бывала и в Государственной Третьяковской галерее, и в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, лично знакома с директорами этих институций и, без сомнения, могла без труда получить консультации лучших российских экспертов, но не сделала этого. Хотелось бы, чтобы госпожа де Зегер объяснила свою позицию, что принципиально важно для сохранения доверия в профессиональной среде.

Мы призываем наших бельгийских коллег, а также сотрудников галерей и музеев других стран проявлять повышенную осторожность и не соглашаться на экспонирование, публикации и участие в коммерческом обороте произведений русских художников без научно подтвержденного провенанса и надежной проверки их подлинности.

Леонид Бажанов

Екатерина Бобринская

Тамара Галеева

Нина Геташвили

Ирина Горлова

Антонио Джеуза

Андрей Ерофеев

Галина Загянская

Михаил Каменский

Александр Саминский

Карина Караева

Ирина Карасик

Евгения Кикодзе

Андрей Ковалев

Елена Кульчинская

Елена Куприна-Ляхович

Людмила Лиманская

Юлия Лидерман

Красимира Лукичева

Виталий Пацюков

Елизавета Плавинская

Ирина Пронина

Алиса Прудникова

Елена Селина

Наталья Семенова

Наталья Тамручи

Анна Толстова

Игорь Чириков

Ирина Чмырева

Анна Чудецкая

Ольга Холмогорова

Анна Гор

*Список может обновляться

Самое читаемое:
1
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
Археологи, работающие на территории объекта, возраст которого составляет около 7 тыс. лет, каталогизировали более 500 менгиров
07.09.2022
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
2
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
3
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным
16.09.2022
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
4
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
5
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
6
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Рассказ о костюмах, которые создавала для классических советских фильмов художница Ольга Кручинина, открывает серию книг, посвященных представителям этой славной, но не всеми по достоинству ценимой профессии
16.09.2022
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
7
Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи
Последователь Юрия Кнорозова предложил свою версию чтения языка кохау ронго-ронго, используя экспонаты из петербургской Кунсткамеры
29.09.2022
Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+