18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ольга Кабанова: Казус Полисского и синдром тотальной бдительности

Арт-критик и редактор The Art Newspaper Russia o ситуации с «Пламенеющей готикой», сгоревшей на Масленицу в Никола-Ленивце

Легко представить, что наше время назовут когда-нибудь периодом «всеобщей оскорбленности», охваченным «эпидемией подозрительности», а характерным признаком его объявят «синдром тотальной бдительности». И в описании его, возможно, «казус Полисского» займет почетное место. 

Внезапно разгоревшийся и быстро потушенный, будем надеяться, масленичный скандал в Никола-Ленивце знаменательно объединил консерваторов и западников, верующих и атеистов. Одни возмутились, что сжигали храм (кощунство), другие — что католический (поддержка государственного антизападничества). И те и другие оказались повышено бдительны. И те и другие увидели в форме — готического собора — содержание, в масленичной игре — ритуал. Неосвященное, без креста и внутреннего пространства для молитвы сооружение приняли за храм. Потому что форма в массовом сознании привычно принимается за суть. Это как праздник Крещения Господня оказывается в интерпретации центральных телеканалов обязательным ночным купанием в проруби, а если погода плюсовая и прорубь прорубить невозможно, то и праздника нет. Работающим на телевидении трудно не заразиться таким видением.

Игра с архитектурной формой, ее профанирование, воспроизведение народными умельцами из подручного, земного материала типичных или знаковых архитектурных форм и зданий — многие годы тема Полисского. Решая чисто формальную задачу, исследуя узнаваемость формы, он превратил Никола-Ленивец в уникальный — нигде в мире такого нет — ландшафтный парк. Место утверждения всемирной русской архитектурной отзывчивости. И парк этот стал явлением культуры, потому что культуре, а не религии принадлежит форма. 

Масленица — русский карнавал, давно уже потерявший свое средневековое содержание. Масленица в Никола-Ленивце совсем не тот праздник, о котором писал Михаил Бахтин в книге о народной смеховой культуре, в нем давно нет никакого язычества и кощунства. Он тоже только воспроизведение формы центрального масленичного ритуала — сжигания чучела. В данном случае архитектурного. Правда, красивого. Что делать, у Полисского ирония эстетична. 

В одном из фейсбучных обсуждений художник Юрий Альберт в ответ на реплику кого-то из оскорбленных написал, что кощунство видеть в вениках храм. И тут впору бы оскорбиться на оскорбленных и призвать их к ответу за разжигание недобрых чувств. Полисский поступил иначе — попросил прощения. И только это его раскаяние в Прощеное воскресенье переводит случившееся в сферу религиозную, христианскую.

И еще принято говорить, что для понимания современного искусства нужно его знать. Иногда — да, но для понимания объектов в Никола-Ленивце никаких изучений не нужно, они всем понятны. Надо только понизить градус бдительности, что просто необходимо для сохранения душевного здоровья, личного и общественного.

Самое читаемое:
1
Загадочный тарч: рука не из того места
Необычный предмет из Оружейной палаты сбивает с толку историков и художников уже два с лишним века
18.12.2025
Загадочный тарч: рука не из того места
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
4
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
5
«Жертвоприношение Авраама» Рембрандта отреставрировали в Эрмитаже
Работы над одним из важнейших шедевров художника, находящихся в России, длились четыре года. Их результаты представили на выставке в Аполлоновом зале Зимнего дворца
23.12.2025
«Жертвоприношение Авраама» Рембрандта отреставрировали в Эрмитаже
6
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Первую часть из 60 картин из французской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в Омске, Новосибирске и Кемерове, вторую — в Абакане, Красноярске и Иркутске
16.12.2025
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
7
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+