18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Графику Родена, Майоля и Деспио представили в фонде IN ARTIBUS

На выставке «Рисунки скульпторов» публика впервые увидит портфолио Аристида Майоля, принадлежавшее музе и наследнице скульптора Дине Верни

Все три мастера, работы которых участвуют в выставке фонда, были так или иначе связаны между собой. Хотя Аристид Майоль (1861–1944) и не был прямым учеником Огюста Родена (1840–1917), последний всегда лестно отзывался о младшем коллеге, а Шарль Деспио (1874–1946) семь лет трудился в мастерской Родена, переводя в мрамор его скульптуры. Несмотря на отсутствие близких отношений между ними, Деспио говорил, что «черпал смелость смотреть на мир собственными глазами» в творчестве Родена.

В фонде IN ARTIBUS скульпторы оказались объединены не только одной эпохой, страной и художественным кругом, но и интересами коллекционера: все выставленные вещи принадлежат основательнице фонда, издателю The Art Newspaper Инне Баженовой, которая собирает камерную скульптуру и эскизы к ней. Недавно ее коллекция пополнилась портфолио графики Аристида Майоля — папкой рисунков разных лет, подаренной предыдущему владельцу любимой моделью, музой и наследницей скульптора Диной Верни. В папке — наброски, сделанные буквально на всем, что попадалось мастеру под руку, включая бланки и приглашения, и более проработанные эскизы, в которых Майоль искал форму будущей скульптуры. Как рассказала куратор проекта «Рисунки скульпторов. Роден. Майоль. Деспио» Елена Руденко, еще предстоит установить отдельные датировки, «хотя некоторые модели, конечно, узнаваемы: где-то мелькнет „Помона“ (1910), где-то — „Леда“ (около 1900)». Наброски соседствуют в экспозиции с небольшими бронзовыми фигурками Майоля.

Выставка в фонде — редкая возможность познакомиться с наследием Шарля Деспио, творчество которого мало известно в России, а работы практически отсутствуют в отечественных музеях. По словам Елены Руденко, на то, что мастер, добившийся признания при жизни, так и не занял заслуженного места в истории искусств, могла повлиять его дружба с Арно Брекером, одним из главных официальных скульпторов Третьего рейха. В конце жизни Деспио даже запретили выставляться из-за обвинений в коллаборационизме — скульптор умер, так и не дождавшись отмены запрета. На выставке в окружении эскизов обнаженной натуры выставлены три его скульптуры: небольшая «Вакханка» (1909) и две более поздние и крупные вещи, «Голова Жако» и бюст Раймонды Бессар (1929) — образцы портретной скульптуры, которой Деспио славился наряду с монументальными работами.

Огюст Роден представлен двумя акварелями и маленькой моделью женской фигуры к «Вечному идолу» (1890–1893), одной из множества, входящей в композицию знаменитых «Врат ада», которую мастер впоследствии превратил в самостоятельную работу.

IN ARTIBUS
Рисунки скульпторов. Роден. Майоль. Деспио
16 февраля – 15 апреля

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
6
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
7
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+