Эрмитаж обзаведется собственным музеем моды

№60, февраль 2018
№60
Материал из газеты

Первый в России федеральный музей моды будет учитывать местную специфику

«Галерея костюма». Фото: Государственный Эрмитаж
«Галерея костюма».
Фото: Государственный Эрмитаж

Коллекция исторического костюма Эрмитажа — самая значительная (24 тыс. единиц хранения) в наших музеях. Недавно в фондохранилище Эрмитажа в Старой Деревне появилось открытое хранение — «Галерея костюма». В ближайших планах — создание музея моды.

Об отдельном музее такого рода в составе Эрмитажа искусствоведы говорят уже не первый год. «Мы обладаем энциклопедическим собранием текстиля и костюма, можем показать не только магистральную линию развития европейской моды, но и предметы одежды, ткани, аксессуары с древнейших времен до наших дней»,  — рассказала корреспонденту TANR Нина Тарасова, заведующая сектором прикладного искусства отдела истории русской культуры Эрмитажа. 

Открытое хранение «Галерея костюма» в старой деревне положит начало новой институции в составе Эрмитажа. Фото: Государственный Эрмитаж
Открытое хранение «Галерея костюма» в старой деревне положит начало новой институции в составе Эрмитажа.
Фото: Государственный Эрмитаж

Но в коллекции есть существенные лакуны: в ней почти не представлена мода XX века. После 1917 года костюмы в музейные собрания практически не поступали, к этим экспонатам у нас долго относились как к ненужным «тряпкам». В послевоенные десятилетия средства на закупку костюмов не выделялись, а в это время европейские музеи собирали работы Жанны Пакен, Мадлен Вионне, Эльзы Скьяпарелли, Коко Шанель, Кристиана Диора. 

Первой ласточкой «модного направления» в Эрмитаже стала коллекция костюмов из гардероба советской актрисы Веры Карахан, привезенная хранителем отдела истории русской культуры Эрмитажа Тамарой Коршуновой в 1970-х годах из Москвы. А в конце 1990-х петербургские искусствоведы и художники Екатерина Андреева и Алексей Соколов подарили музею три костюма работы Константина Гончарова.

«Галерея костюма». Фото: Государственный Эрмитаж
«Галерея костюма».
Фото: Государственный Эрмитаж

«Хотя мы фактически упустили XX век, не все потеряно, — уверена Нина Тарасова. — У нас есть шанс наверстать его за счет ленинградской, петербургской моды, которую в Европе не знают». Эрмитаж уже завел знакомство с топ-дизайнерами и получил костюмы в дар от Александра Арнгольдта, Владимира Бухиника, Лилии Киселенко, Татьяны Котеговой, Татьяны Парфеновой, Ларисы Погорецкой, Яниса Чамалиди и ряда других. Не так давно в музей поступили предметы из гардероба оперной певицы Елены Образцовой, а актриса Алла Демидова передала костюмы своей бабушки. «Эрмитаж уже дорос до музея моды, — считает Ирина Селюта, директор Модного дома Лилии Киселенко. — И как только он появится, многие с радостью передадут туда свои коллекции». 

По мнению Вячеслава Федорова, заведующего отделом истории русской культуры Эрмитажа, будущий музей моды (или центр — название еще не утверждено) должен быть не просто собранием предметов, а комплексом, где сочетались бы музей, образовательный и реставрационный центры, где были бы пространства для проведения конференций и дефиле.

«Первое важное требование к будущему музею — достойно представить коллекцию, сделать ее доступной для всех посетителей, для деятелей театра, кино, церковников, историков, — говорит Федоров. — Не менее важна пропаганда коллекции, мастерства наших реставраторов, модельеров. Если совместить музейную историю с современной жизнью, этот комплекс превратится в живой центр изучения моды».

Уже известно, где он разместится. В ближайшем будущем должно начаться строительство третьей очереди фондохранилища в Старой Деревне. К кубу архитектора Рема Колхаса примкнет отдельное здание, часть которого и передадут под «модный дом». Там будут зал-трансформер, специальное хранилище для костюмов и аксессуаров, тематическая библиотека. 

Самое читаемое:
1
Рейтинг посещаемости российских музеев и художественных выставок за 2021 год
Музейная реальность, данная нам в сравнительных ощущениях: подъем на фоне спада, сдержанный оптимизм и неизвестность впереди. Плюс таблицы лидеров: куда больше всего ходили и на что больше всего смотрели в прошедшем году
03.06.2022
Рейтинг посещаемости российских музеев и художественных выставок за 2021 год
2
Как у Щукина и Морозова оказались шедевры, выставки которых проходят сейчас в Петербурге и Москве
В Эрмитаже и Пушкинском открылись финальные выставки грандиозного тура, посвященного импрессионистам и постимпрессионистам из дореволюционных коллекций Щукина и Морозова
27.06.2022
Как у Щукина и Морозова оказались шедевры, выставки которых проходят сейчас в Петербурге и Москве
3
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
Отличительная черта нового корпуса Третьяковcкой галереи — окна с произведениями из музейного собрания, напоминающие развеску картин у Павла Третьякова. Мы рассмотрели их подробнее и обнаружили шедевры русской живописи от Боровиковского и Венецианова до Малевича
08.06.2022
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
4
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
Выставку «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма составляют изображения одного и того же человека в разных видах — «селфи», написанные с помощью зеркала, рядом с портретом того же героя кисти другого художника
09.06.2022
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
5
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
Между болью и живописью: внучатая племянница художницы нашла в архивах больницы ее медицинские карты, рассказывающие о будничной жизни Фриды, о ее ежедневных проблемах и людях, которые помогали их преодолевать
15.06.2022
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
6
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
Новое арт-пространство, объединившее усадьбу с флигелем, где в начале ХХ века жила и работала Анна Голубкина, откроется после реконструкции в 2024–2025 годах
21.06.2022
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
7
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
В 350-й день рождения Петра I откроются два грандиозных проекта — в Русском музее, посвященный отражению фигуры царя в искусстве трех столетий, и «30 картин из жизни Петра Великого» в павильонах на Марсовом поле, соединяющий прошлое и настоящее
07.06.2022
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+