Эрмитаж обзаведется собственным музеем моды

№60, февраль 2018
№60
Материал из газеты

Первый в России федеральный музей моды будет учитывать местную специфику

«Галерея костюма». Фото: Государственный Эрмитаж
«Галерея костюма».
Фото: Государственный Эрмитаж

Коллекция исторического костюма Эрмитажа — самая значительная (24 тыс. единиц хранения) в наших музеях. Недавно в фондохранилище Эрмитажа в Старой Деревне появилось открытое хранение — «Галерея костюма». В ближайших планах — создание музея моды.

Об отдельном музее такого рода в составе Эрмитажа искусствоведы говорят уже не первый год. «Мы обладаем энциклопедическим собранием текстиля и костюма, можем показать не только магистральную линию развития европейской моды, но и предметы одежды, ткани, аксессуары с древнейших времен до наших дней»,  — рассказала корреспонденту TANR Нина Тарасова, заведующая сектором прикладного искусства отдела истории русской культуры Эрмитажа. 

Открытое хранение «Галерея костюма» в старой деревне положит начало новой институции в составе Эрмитажа. Фото: Государственный Эрмитаж
Открытое хранение «Галерея костюма» в старой деревне положит начало новой институции в составе Эрмитажа.
Фото: Государственный Эрмитаж

Но в коллекции есть существенные лакуны: в ней почти не представлена мода XX века. После 1917 года костюмы в музейные собрания практически не поступали, к этим экспонатам у нас долго относились как к ненужным «тряпкам». В послевоенные десятилетия средства на закупку костюмов не выделялись, а в это время европейские музеи собирали работы Жанны Пакен, Мадлен Вионне, Эльзы Скьяпарелли, Коко Шанель, Кристиана Диора. 

Первой ласточкой «модного направления» в Эрмитаже стала коллекция костюмов из гардероба советской актрисы Веры Карахан, привезенная хранителем отдела истории русской культуры Эрмитажа Тамарой Коршуновой в 1970-х годах из Москвы. А в конце 1990-х петербургские искусствоведы и художники Екатерина Андреева и Алексей Соколов подарили музею три костюма работы Константина Гончарова.

«Галерея костюма». Фото: Государственный Эрмитаж
«Галерея костюма».
Фото: Государственный Эрмитаж

«Хотя мы фактически упустили XX век, не все потеряно, — уверена Нина Тарасова. — У нас есть шанс наверстать его за счет ленинградской, петербургской моды, которую в Европе не знают». Эрмитаж уже завел знакомство с топ-дизайнерами и получил костюмы в дар от Александра Арнгольдта, Владимира Бухиника, Лилии Киселенко, Татьяны Котеговой, Татьяны Парфеновой, Ларисы Погорецкой, Яниса Чамалиди и ряда других. Не так давно в музей поступили предметы из гардероба оперной певицы Елены Образцовой, а актриса Алла Демидова передала костюмы своей бабушки. «Эрмитаж уже дорос до музея моды, — считает Ирина Селюта, директор Модного дома Лилии Киселенко. — И как только он появится, многие с радостью передадут туда свои коллекции». 

По мнению Вячеслава Федорова, заведующего отделом истории русской культуры Эрмитажа, будущий музей моды (или центр — название еще не утверждено) должен быть не просто собранием предметов, а комплексом, где сочетались бы музей, образовательный и реставрационный центры, где были бы пространства для проведения конференций и дефиле.

«Первое важное требование к будущему музею — достойно представить коллекцию, сделать ее доступной для всех посетителей, для деятелей театра, кино, церковников, историков, — говорит Федоров. — Не менее важна пропаганда коллекции, мастерства наших реставраторов, модельеров. Если совместить музейную историю с современной жизнью, этот комплекс превратится в живой центр изучения моды».

Уже известно, где он разместится. В ближайшем будущем должно начаться строительство третьей очереди фондохранилища в Старой Деревне. К кубу архитектора Рема Колхаса примкнет отдельное здание, часть которого и передадут под «модный дом». Там будут зал-трансформер, специальное хранилище для костюмов и аксессуаров, тематическая библиотека. 

Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
4
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
5
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
6
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
7
Эрнст Кирхнер не покончил с собой, его могли убить, считают эксперты
Немецкий экспрессионист, несомненно, пребывал в депрессии, которая могла спровоцировать самоубийство. Однако, согласно новой версии современных экспертов, дважды выстрелить в себя из браунинга он не мог
08.11.2021
Эрнст Кирхнер не покончил с собой, его могли убить, считают эксперты
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+