«Галерея костюма» открылась в эрмитажной «Старой Деревне»

Доступное для зрителей хранение костюма в Реставрационно-хранительском центре «Старая Деревня» Государственного Эрмитажа не имеет аналогов в мире и станет основой большого Музея моды

Открытое хранение костюма в Реставрационно-хранительском центре «Старая деревня». Фото: Государственный Эрмитаж
Платье придворное парадное фрейлины императорского двора. Россия, Санкт-Петербург, Конец XIX - начало XX вв. Фото: Государственный Эрмитаж
Открытое хранение костюма в Реставрационно-хранительском центре «Старая деревня». Фото: Государственный Эрмитаж
Платье придворное парадное великой княгини Александры Федоровны. Санкт-Петербург. 1894. Фото: Государственный Эрмитаж
Костюм Петра I парадный. Камзол. Берлинские мастера. 1715-1720-е гг.. Фото: Государственный Эрмитаж
Туфли дамские. Россия, 1770-1780-е гг. Фото: Государственный Эрмитаж
Мундир двубортный офицерский. Принадлежал Александру II. 1855 г. Фото: Государственный Эрмитаж
Костюм мундирный императрицы Екатерины II по форме лейб-гвардии Семеновского полка.Россия, 1770-1780-е гг. Фото: Государственный Эрмитаж
Облачения священнослужителей. Фото: Государственный Эрмитаж
Открытое хранение костюма в Реставрационно-хранительском центре «Старая деревня». Фото: Государственный Эрмитаж
Зонт. Франция, 1900-е гг. Фото: Государственный Эрмитаж
Шляпа (ток) императрицы Марии Федоровны. Франция, Париж, 1880-е гг. Фото: Государственный Эрмитаж
Открытое хранение костюма в Реставрационно-хранительском центре «Старая деревня».
Фото: Государственный Эрмитаж
Платье придворное парадное фрейлины императорского двора. Россия, Санкт-Петербург, Конец XIX - начало XX вв.
Фото: Государственный Эрмитаж
Открытое хранение костюма в Реставрационно-хранительском центре «Старая деревня».
Фото: Государственный Эрмитаж
Платье придворное парадное великой княгини Александры Федоровны. Санкт-Петербург. 1894.
Фото: Государственный Эрмитаж
Костюм Петра I парадный. Камзол. Берлинские мастера. 1715-1720-е гг..
Фото: Государственный Эрмитаж
Туфли дамские. Россия, 1770-1780-е гг.
Фото: Государственный Эрмитаж
Мундир двубортный офицерский. Принадлежал Александру II. 1855 г.
Фото: Государственный Эрмитаж
Костюм мундирный императрицы Екатерины II по форме лейб-гвардии Семеновского полка.Россия, 1770-1780-е гг.
Фото: Государственный Эрмитаж
Облачения священнослужителей.
Фото: Государственный Эрмитаж
Открытое хранение костюма в Реставрационно-хранительском центре «Старая деревня».
Фото: Государственный Эрмитаж
Зонт. Франция, 1900-е гг.
Фото: Государственный Эрмитаж
Шляпа (ток) императрицы Марии Федоровны. Франция, Париж, 1880-е гг.
Фото: Государственный Эрмитаж

Эрмитаж первым в отечественной музейной практике стал организовывать внутри музейного депозитария приспособленные для показа открытые фондохранилища. Это случилось еще в 2003 году, после запуска Реставрационно-хранительского центра «Старая Деревня». Теперь здесь появилось два новых доступных для публики запасника. Это «Витрина и образ музея», где витрины демонстрируются как образцы декоративно-прикладного искусства конца XVIII — начала XX века, и Галерея костюма.

Открытое для зрителей хранение костюма не имеет аналогов в мире, хотя при его создании Эрмитаж опирался на подобный опыт лондонского Музея Виктории и Альберта и нью-йоркского Метрополитен-музея. По обе стороны неширокого прохода устроена музейная инсталляция; всего в панорамных витринах сейчас размещено 130 комплектов одежды, образующих насыщенную и логически связную историю костюма XVIII — первых десятилетий XX века. Она начинается справа, со священнических облачений, самые ранние из которых относятся к концу XVII столетия. Главное место занимают костюмы династии Романовых — от польского кафтана Петра I до формы кавалергардского полка Николая II. Акцентом стало роскошное платье из лилового бархата со шлейфом, принадлежавшее вдовствующей императрице Марии Федоровне. Помимо одежды русских царей, выставлены гардеробы знаменитых княжеских семейств Юсуповых и Бобринских. Напротив придворного костюма представлен крестьянский — эти нарядные платья датируются концом XIX века, но в начале века XXI выглядят абсолютно современно. В витринах они соседствуют с маскарадными платьями с бала 1913 года к 300-летию дома Романовых, мундирами дворцовых слуг, в том числе двумя платьями кормилиц в семьях последних русских императоров. Среди одежды выставлены и два дорожных сундука Louis Vuitton 1902 года.

Сейчас в витринах размещено не больше 3% эрмитажного собрания костюма, которое насчитывает 24 тыс. единиц хранения. По словам куратора экспозиции, завсектором прикладного искусства отдела истории русской культуры Нины Тарасовой, только из одежды Петра I можно сделать отдельную выставку: в Эрмитаже хранится 280 предметов из гардероба царя. Экспозиция Галереи костюма будет меняться: платья становятся украшением всякой исторической выставки и постоянно востребованы, некоторым из показанных сейчас вещей еще предстоит реставрация.

Музейный свет, выставленный в витринах, не только делает предметы видимыми для зрителей — главное, что в открытом хранении ткани полностью защищены от ультрафиолетового излучения, а за стеклом поддерживается постоянная температура в 21 градус по Цельсию и влажность 46%. Эти показатели музейного климата разительно отличались от температуры на улице в день вернисажа, когда цепочка приглашенных журналистов и персон из мира моды тянулась вдоль строительного забора — сегодня он обозначает строящуюся третью очередь комплекса, где в стеклянном кубе по проекту Рема Колхаса расположится большой эрмитажный Музей моды.

Самое читаемое:
1
Вандал пририсовал глаза фигурам на картине ученицы Малевича
Полотно Анны Лепорской страховой стоимостью 75 млн руб. подверглось нападению в екатеринбургском Ельцин Центре: неизвестный пририсовал шариковой ручкой глазки на абстрактных лицах двух фигур на картине. Полиция отказалась возбуждать уголовное дело
13.01.2022
Вандал пририсовал глаза фигурам на картине ученицы Малевича
2
Вскрытие смыслов: десять картин, кардинально поменявшихся после реставрации
Самые потрясающие случаи, когда после реставрации полотна начинают рассказывать совсем не ту историю, к которой мы привыкли: утраченные и возвращенные кит и Купидон, потертая веревка, превращение реальных моделей в святых и обратно, а также тайна любви на песке
21.01.2022
Вскрытие смыслов: десять картин, кардинально поменявшихся после реставрации
3
Самые значимые выставки и события 2022 года
Этот год в арт-мире обещает быть насыщенным. Нас ждут выставки-блокбастеры, старые и новые арт-ярмарки. Рассказываем о нескольких самых значимых событиях года
17.01.2022
Самые значимые выставки и события 2022 года
4
Третьяковка отреставрировала самую уравновешенную статую ХХ века
Бронзовая скульптура Иосифа Чайкова «Футболисты», отлитая в 1938 году для выставки в Нью-Йорке и 30 лет простоявшая на улице, после сложной четырехлетней реставрации возвратилась на постоянное место в зал № 15 Новой Третьяковки
10.01.2022
Третьяковка отреставрировала самую уравновешенную статую ХХ века
5
Ренессансный портрет Данте приобретен фондом российского миллиардера
Фонд Леонида Богуславского купил картину Бронзино и выставляет ее в Москве. Сумма сделки не разглашается
20.01.2022
Ренессансный портрет Данте приобретен фондом российского миллиардера
6
Музей русского лубка и наивного искусства борется против объединения с Галереей Ильи Глазунова
Деятели культуры опубликовали открытое письмо с просьбой отменить распоряжение о передаче московского музея в подчинение другому учреждению
19.01.2022
Музей русского лубка и наивного искусства борется против объединения с Галереей Ильи Глазунова
7
В Ельцин Центре отрицают причастность сотрудников к порче картины Лепорской
Полотно Анны Лепорской «Три фигуры», пострадавшее от рук вандала прямо на выставке в Екатеринбурге, уже находится на реставрации. Остальные произведения обезопасили, установив защитные экраны
14.01.2022
В Ельцин Центре отрицают причастность сотрудников к порче картины Лепорской
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+